«Я смотрю на маму и вижу усталую, раздраженную женщину, которая постоянно ждет нападения и при этом требует любви, — признается 30-летняя Татьяна. — Я боюсь стать такой. Особенно когда замечаю, что разговариваю с детьми таким же недовольным тоном».
Мы похожи на своих родителей. «Сходство неизбежно, — считает семейный психотерапевт Елена Улитова. — Оно отчасти заложено в генах, отчасти возникает в результате воспитания и подражания». Но мы по-разному относимся к этому сходству.
«Если нам нравится, например, наша улыбка, то тот факт, что она похожа на мамину, вряд ли вызовет неприятие, — продолжает психотерапевт. — Но если нам не нравится наш тон разговора с детьми, мы будем еще более недовольны, заметив, что он похож на тон нашей матери».
Давайте разберемся в основных причинах этого страха.
«Я хочу быть только собой»
У всех нас есть бессознательная потребность отделить себя от родителей ради утверждения собственного «Я». Потребность в самоутверждении часто реализуется в форме протеста. Мы бунтуем против образа жизни родителей и против них самих.
«Если такая конфронтация не могла состояться в подростковом возрасте (например, родители были слишком уязвимы или, напротив, авторитарны), она возникает позднее, — объясняет психоаналитик Брижитт Ален-Дюпре. — Порой она обретает форму открытого соперничества с родителями («я лучше тебя») или остается скрытой и проявляется в нежелании быть похожим на них».
Неприятие своего сходства с кем-то из родителей означает в этом случае страх не стать в полной мере самим собой. У женщины этот страх сильнее из-за предчувствия, что она призвана повторить материнскую судьбу, — девочке очень рано говорят о том, что ей предстоит стать матерью в будущем. Возникает противоречие: сценарий известен, но нам нужна собственная роль. И мы пытаемся стать максимально непохожими на предыдущую «исполнительницу».
«У меня нет свободы выбора»
«Если мать смотрит на дочь как на свое продолжение — рассчитывает, что та исполнит ее мечты, требует выполнения своих указаний, то дочери трудно относиться к себе как к независимой личности, — продолжает психоаналитик. — Она будет ощущать, что ее лишили свободы выбора. Когда мы ловим себя на сходстве, чувствуем, что с нами происходит нечто, чему мы не можем сопротивляться. Мы уподобляемся компьютеру, который выполняет заданные действия в соответствии с заложенной в него программой. Такая наша пассивность может угнетать».
«Я вижу себя старой»
Общие черты характера и физическое сходство приводят к тому, что, глядя на мать, женщина понимает: однажды мне будет столько лет, сколько ей сейчас. Трудно относиться с энтузиазмом к возрасту в обществе, где старость обесценивается.
Ребенку мать представляется могучей и вечной, ему кажется, что она всегда была и всегда будет. Но вот мы различаем новые морщинки на лице матери, видим ее уязвимость. Мы понимаем, что нам предстоит тот же путь, и пугаемся своего вероятного будущего. Перед нами встают вопросы: будем ли мы лучше? Хуже? Как мы будем переживать собственное старение?
Как справиться с этим страхом?
1. Принять свою мать
Мы разочарованы несовершенством своих родителей, которое начинаем замечать в подростковом возрасте. Становясь старше, понимаем, что никто не совершенен, и получаем возможность увидеть в родителях реальных людей, у которых есть и сильные, и слабые стороны. Мы можем принять мать не только в ее материнской роли, но и как другого, в чем-то непохожего на нас человека. Мы можем также принять себя — такими, какими мы стали, в чем-то следуя ее примеру, а в чем-то отталкиваясь от него. Мы более внимательны и великодушны, чем она? Раз так, можно попробовать простить матери недостатки.
2. Вернуть себе свободу выбора
Мы многое получили в наследство от родителей: представления о мире, умения и привычки, но также и страхи, предрассудки, а иногда и проклятия... да, теперь это наше. Но мы не обязаны нести дальше все без разбора! Возьмите только то, что вам подходит. Речь не о том, чтобы отвергнуть все сразу, а о том, чтобы взять на себя ответственность за свой выбор. И стать взрослым.
3. Разобраться в родительской истории
Если вы чувствуете себя узником истории или личности, поразмыслите и отметьте, например: «Моя мать агрессивна». Затем найдите все, что противостоит этой мысли, например: «У ее матери была депрессия, и она получала мало внимания». Смысл не в том, чтобы оправдать ее, а в том, чтобы отойти от предвзятой точки зрения, которая вызывает в вас болезненный отклик.