Вера Полозкова*
Настоящий материал (информация) произведен иностранным агентом Полозковой Верой Николаевной либо касается деятельности иностранного агента Полозковой Веры Николаевны.
О чем рассказала Вера Полозкова* в интервью
3 июня на канале Wanda вышло интервью Веры Полозковой* — поэтессы, музыкантки и матери троих детей. В разговоре с ведущими Вандой Конисевич и Софией-Златой Шестаковской она рассказала о депрессии, сложном разводе, родительстве и абьюзе.
В центре разговора — тема эмоционального насилия. «Никакой нормальный человек до встречи с абьюзером не знает, что это такое», — начала свой рассказ Полозкова*. По ее словам, абьюз построен на чувстве стыда, которое возвращается не к тому, кто причиняет вред, а к тому, кто его получает.
Она считает, что абьюз в ее семье начался после рождения ребенка: «Как только родился сын… человек решил, что теперь он заполучил кого-то в свое безраздельное пользование». В отношениях она чувствовала себя уничтоженной «за выдуманные преступления». Но при этом поэтесса отметила, что изначально они с партнером обо всем договорились и она не скрывала своих амбиций, статуса, образа жизни: «У меня уже было две книги, гастроли, блоги, и я сказала: я не сяду дома варить борщи и лепить пельмени».
Детьми и бытом занимался муж — Александр Бганцев, Вера*, как не раз подчеркивала в интервью, полностью содержала их семью
«Сначала он [Саша] все время очень уставал… „И, пожалуйста, можно не орать так“. Потом у него начинает перекашиваться лицо каждый раз, когда ты возвращаешься с кем-то, например, с гостями, с друзьями…» — вспомнила она. Для нее преображение мужа из веселого музыканта в кого-то, кто «не вдохновляет» и «стал вялым», прошло болезненно. Она описывает отношения, в которых, по ее мнению, «раз за разом тебя убивают за выдуманные преступления», и ситуацию, где «человек за годы в своей голове тебя расчеловечивает».
Несмотря на посыл интервью, некоторые пользователи испытали больше сочувствия именно к мужу. Они заметили, что Александр исправно занимался бытом и детьми, отказавшись от самореализации, пока Вера* развивалась в своей сфере.
В образе уставшего от постоянного шума-гама, пеленок и тряпок человека комментаторы увидели собственных мам, друзей, жен или даже себя. Они напомнили, что хотеть тишины после напряженного дня с детьми — норма. Как заметил кто-то в комментариях к видео: «Если долго вглядываться в абьюз — можно заметить там себя».
Выпуск быстро набрал популярность, вызвав бурную дискуссию
В своем телеграм-канале журналистка Юния Пугачева
Когда тот, кто молчит, становится угрозой. А тот, кто громче, оказывается жертвой по умолчанию. В этой логике настоящие жертвы теряют право на свою боль. Потому что кто-то другой сказал это первым — и громче».
В канале «Гуд морнинг, Карл!»
В комментариях к интервью люди пишут:
«Да этот выпуск поможет распознать абьюз, потому что Вера* и есть лучший его представитель, спасибо»;
«Возможно, однажды мы увидим здесь комментарии выросших детей, которые посмотрят это и тоже что-нибудь скажут по поводу маминого монолога. Эти видео, кстати, могут стать подспорьем для них в трудной и длительной психотерапии, которая им несомненно предстоит»;
«Сане уже хочется не только написать слова поддержки, но и задонатить».
Чтобы разобраться, где тонкая грань между абьюзивными отношениями и обычной бытовухой и усталостью, мы попросили психолога дать комментарий.
Абьюзер ли вы?
- 1/9
Случаются ли у вас резкие перепады настроения?
Да, я очень непредсказуем(а), жизнь со мной — сплошное приключение
Нечасто, но иногда бывает, что от демонстрации нежности я сразу перехожу к ссоре
Нет, я довольно уравновешенный человек
Психоаналитически ориентированный психотерапевт, групп-аналитик и психодинамический коуч, платформа «Поговорим.online»
СайтКакие психологические проблемы вскрыло интервью Веры Полозковой*
Интервью стало настоящим эмоциональным откровением, вызвавшим широкий общественный отклик. Но важно понять: это не просто история о двух людях — это зеркало, в котором отразились тревоги тысяч женщин и мужчин. Как психолог, я хочу обозначить несколько ключевых тем, которые проявились в ее рассказе — и которые стоит осмыслить глубже.
1. Почему история так задевает?
Сильная женщина-добытчик, мужчина — эмоционально истощенный партнер, оставшийся с детьми. Эта история ломает привычную картинку и вызывает у зрителя напряжение. Мы привыкли к обратной модели: мужчина «тащит», женщина — заботится. И когда партнеры меняются ролями, в общественном восприятии возникает дискомфорт: «А кто же тогда он?», «А не слишком ли она сильная?» — мы не готовы принять новые формы партнерства.
Люди реагируют не столько на инверсию ролей, сколько на собственную тревогу: «Если такое возможно, не сломается ли моя картина мира?»
Это сопротивление переменам, в том числе внутри себя. Женщина в активной роли воспринимается как угроза, а мужчина в эмоциональной слабости — как разочарование. Хотя на самом деле это живая реальность, которая требует гибкости и честности от обоих.
2. Где грань между усталостью и абьюзом?
В интервью Вера* четко различает: обычные семейные трудности — это одно, а психологическое подавление — совсем другое. Она говорит о состоянии, в котором исчезает ощущение собственного «я», где голос не слышат, потребности обесценивают и ты сам постепенно растворяешься.
Признаки бытовой усталости:
конфликты имеют конкретные причины;
присутствует сочувствие и попытки понять;
оба участвуют в диалоге и поиске решений.
Признаки абьюза:
постоянная критика без объяснения;
один партнер всегда виноват, другой — всегда прав;
отсутствие сочувствия, игнорирование эмоций;
эмоциональный контроль, тревожность, ощущение, что «меня нет».
Если после разговора вам становится легче — это усталость. Если вы чувствуете тревогу, вину, пустоту — это может быть абьюз.
3. «Мой ребенок. Моя бедная мама» — как эта фраза открывает семейный сценарий?
Когда Вера* произносит эти слова, в ней говорят сразу несколько ролей: мать, дочь, и раненый ребенок. Это важный момент осознания: страдание не уникально, оно повторяется из поколения в поколение. Ее мама, как и она сама, терпела, подстраивалась, растила ребенка без отца.
И вот теперь она вдруг видит это и в матери, и в себе
Это типичный случай трансгенерационной травмы. Психологические сценарии передаются неосознанно — не словами, а отношением к себе и к миру. Женщина, не имевшая опоры, не может дать дочери модель здоровой любви. Осознание этого — начало внутренней трансформации.
4. Каково это — быть мужчиной рядом с успешной женщиной?
История Александра — это не только про мужчину, который «не выдержал». Это и про то, как мужчина теряет себя рядом с женщиной, ставшей ярче, активнее, нужнее миру. В культуре, где от мужчины ожидается лидерство, быть «в тени» — это почти стигма. А ведь это реальность многих пар.
Вспомним Леонарда Вулфа, мужа Вирджинии Вулф. Он был ее поддержкой, издателем, «домашним фронтом». Но никто не называл его героем. Он ушел в тень — и остался там навсегда.
Что переживает мужчина в такой позиции:
стыд за «несоответствие» ожиданиям;
ревность к вниманию, которое получает женщина;
злость, которую нельзя выразить — ведь он сам согласился на эту роль;
эмоциональную изоляцию, ощущение «я больше не нужен»;
Если женщина перестает видеть в партнере мужчину, а он молчит и гаснет — это не вина одного, это трагедия двоих, которую можно предотвратить.
5. Как не потерять себя в таких отношениях?
Признать свою боль. И мужчина, и женщина имеют право на усталость, на сомнение, на потребность быть услышанными.
Обсуждать роли. Партнерство не высечено в камне — оно должно развиваться.
Уважать вклад друг друга. Даже если один временно «в тылу» — это не отменяет его ценности.
Сохранять субъектность. У каждого должна быть своя реализация, своя жизнь, а не растворение в другом.
История Веры* — это не про вину, не про поиск виноватых. Это про осознание. Про то, как легко потерять себя в отношениях, и как важно вовремя услышать тревожные сигналы — не только у другого, но и в себе.
* — признана Минюстом иноагентом, а также внесена Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.