Эффект плацебо обнаружили еще в XVII веке, но всерьез медицина начала воспринимать этот механизм только во время Второй мировой войны. Шел 1944 год, армия союзников освобождала Южную Италию, военврач Генри Бичер выбивался из сил, медикаменты кончались. Раненый солдат рядом с ним стонал от боли, а морфий, как назло, весь вышел. Отчаявшись, Бичер вколол ему в раненое бедро физраствор. И с удивлением заметил, что корчившийся от боли солдат успокаивается, лицо его разглаживается, а боль, по-видимому, проходит. Так современная медицина обратилась к исследованию эффекта плацебо — одного из самых удивительных явлений.
Как это работает
Эффект плацебо — это субъективное чувство облегчения у больного после приема «пустышки» (нейтрального препарата) или после процедур, не способных оказать на организм пациента значимого воздействия. В его основе лежит внушение и самовнушение, включающее ряд нейрофизиологических систем (эндоканнабиноидную, эндорфинную, дофаминэргическую…). Эти системы начинают делать нам «лучше», и мы чувствуем облегчение.
Те же самые процессы могут происходить и стихийно: так, эндорфины, которые вырабатывает организм, когда мы смеемся или занимаемся сексом, способны уменьшить боль. Плацебо не вылечит болезнь, но может облегчить состояние или купировать какой-либо симптом, например, боль или страх.
Врач может назначить плацебо, чтобы проверить, действительно ли требуется медикаментозное лечение или будет достаточно психотерапии. Плацебо также иногда прописывают легковнушаемым пациентам или ипохондрикам. Назначение безобидного препарата помогает снизить тревогу пациента, который в противном случае мог бы разволноваться, получив от врача лишь совет подождать и просто понаблюдать за состоянием здоровья.
Эффект плацебо используется и в наркологии: «Кодировки и вшивания — это плацебо-процедуры, цель которых — вызвать страх перед употреблением токсичных веществ, — рассказывает медицинский психолог Сергей Малюков, — для этого используется уверенность и авторитет врача, а также медицинская атрибутика». Операции, ампулы, процедуры подкрепляют внушение, делают его более осязаемым и материальным.
Гипноз — друг человека
Исцеление без лекарств или, по крайней мере, впечатление, что такое исцеление произошло, хорошо знакомо многим нашим соотечественникам: вспомним телевизионные сеансы, которые проводили в 1990-х психотерапевт Анатолий Кашпировский и считавший себя экстрасенсом Алан Чумак. Если первый произносил речи, убеждая аудиторию, что наш организм способен к полному самоисцелению, то второй без слов проделывал пассы, «заряжая» воду, кремы и другие субстанции, которые зрители подносили к телевизору.
Отрицательным последствием был отказ больных от медикаментозного лечения и ухудшение состояния. Но многие утверждали, что выздоровели! «Убедительных клинических исследований гипноза до сих пор нет, — замечает Сергей Малюков, — даже определения не сформулировано, зато бытует множество мифов. Чтобы был результат, нужны два фактора: харизма гипнотизера и внушаемость пациента, и это иногда срабатывает».
Лучше всего гипноз и плацебо помогают при собственно психосоматических заболеваниях. Среди них:
язвенный колит;
язва двенадцатиперстной кишки или желудка;
ревматоидный артрит;
нейродермит;
бронхиальная астма;
эссенциальная гипертензия.
По словам Сергея Малюкова, здесь задействуются неврологические и психические механизмы, в результате которых повышается активность префронтальной коры головного мозга, прилежащего ядра и так называемого «центра удовольствия». Эти области ответственны за выработку веществ, уменьшающих тревогу и страх и вызывающих чувство умиротворения и легкости. Улучшение эмоционального состояния действительно может способствовать выздоровлению, хотя и не гарантирует его.
Забота вместо таблетки
Эффект плацебо возникает при приеме любого препарата, похожего на лекарство, в медицинских условиях. Он используется в исследованиях того или иного препарата как точка отсчета. Если эффект от препарата не превысил эффекта плацебо, то говорят об отсутствии у него клинически значимого эффекта.
«При проведении таких исследований нормой считается двойной слепой плацебоконтролируемый метод, когда ни персонал, ни испытуемые не знают о том, кто получает плацебо, а кто препарат», — объясняет психиатр Алексей Кошелев. В этом случае не важно, верит пациент в лекарство или нет.
В конце 90-х таким образом исследовали действие секретина
Еще раньше СМИ раструбили о нем как о суперсредстве от аутизма: после введения этого гормона двухлетний мальчик с аутистическим расстройством начал общаться и поддерживать зрительный контакт. Несколько инъекций вещества другим аутистам — и снова заметное улучшение. Однако плацебо-исследование показало, что действие секретина сравнимо с действием плацебо, а следовательно, чудо-гормон нельзя считать эффективным.
Но вот что интересно: пока шел эксперимент, проявления аутизма все-таки снизились примерно на треть! Вряд ли дети-аутисты подстраивались под ожидаемый результат, так в чем же дело?
Родители видели серьезных врачей, обсуждали друг с другом публикации, прославлявшие новое лекарство, и, вероятно, чаще говорили и играли с детьми, чтобы проверить результаты, тем самым создавая условия, в которых дети становились более контактными. Внимание и забота по отношению к испытуемым, а у родителей — к детям, оказывали благотворное воздействие, хотя лекарство и не оправдало надежд.
Когда верить опасно
Нервная система может облегчить симптомы заболеваний за счет связи с другими системами организма. Но она же может и усугубить состояние больного. Этот эффект называется «ноцебо».
«Ноцебо может довести впечатлительного человека до тяжелого состояния или даже смерти, — объясняет медицинский психолог Андрей Четвериков. — Этим пользовались африканские колдуны, проклиная жертву: вера членов племени в могущество шамана была так велика, что те, кто подвергся проклятию, действительно умирали.
И сейчас легковерный и внушаемый пациент может умереть, если врачи — современные «колдуны» — по ошибке поставят ему смертельный диагноз. Эффект ноцебо, как и эффект плацебо, связан с тем, что нервная система передает сигнал другим системам человека. В частности, гормональной: снижается выработка гормона дофамина, усиливаются боли, ослабляются защитные свойства организма.
В медицине ноцебо-эффект хорошо изучен. Медики сходятся на том, что он представляет собой реальную опасность. Противодействовать ноцебо-эффекту можно гипнозом».
Для моей пользы
Если эффект плацебо объясняется верой больного в излечение, логично предположить, что сами себе мы не сможем облегчить жизнь с его помощью: ведь мы наверняка знаем, что принимаем. Но это не так.
В 2014 году в Гарвардской медицинской школе проводилось исследование: одна группа получала препарат от мигрени, помеченный названием препарата, вторая — плацебо с честной надписью «плацебо», а третья не принимала ничего. Выяснилось, что в половине случаев плацебо уменьшало мигренозную боль так же эффективно, как и настоящее лекарство!
Исследователи предположили, что исцеляющей силой было действие само по себе: достать таблетку, проглотить ее, запив водой…
«Люди ассоциируют ритуал приема лекарств с положительным лечебным эффектом, — объясняет руководитель исследования Тед Капчук. — Даже если они знают, что это не лекарство, само действие может побуждать мозг думать, что тело исцеляется».
Возможно, этим же объясняется тот факт, что у различных и порой противоречащих друг другу систем здорового питания есть последователи, утверждающие, что именно их система полезна для здоровья. А йога, медитация и доброжелательное общение полезны и сами по себе, и в результате того, что эти практики — послание организму: «Я забочусь о тебе и хочу, чтобы тебе было хорошо».
Про целительные средства подорожника знают все родители, прикладывающие его к больной коленке ребенка. Между тем ранозаживляющим действием обладает лишь сок подорожника, а вовсе не целый лист, который на поверку оказывается все тем же плацебо. Но внимание и эмоциональная поддержка помогают тому, кому они адресованы.