Законы социальных систем: что общего у семьи и рабочего коллектива?
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Законы систем действуют даже на тех, кто о них не знает, и даже тогда, когда кто-то их осознанно или неосознанно нарушает. Рассмотрим некоторые из них поподробнее.

  1. Закон лояльности (она же принадлежность).

  2. Закон иерархии.

  3. Закон баланса.

Закон лояльности

Его можно проиллюстрировать на примерах новичков, входящих в систему. Например, человек, получая работу, чувствует, что компания ему не подходит. Он не хочет быть ее частью, но остается ради высокой зарплаты. Остается, но подсознательно стремится к разрыву, а не к укреплению связи с компанией. 

Он игнорирует или саботирует корпоративные мероприятия, мало общается с коллегами, со временем испытывает все меньше уважения к работе, руководству, к самой организации. Своим состоянием он даже может заражать других людей. Все это не принесет пользы ни сотруднику, ни системе. Система стремится к целостности, а нарушение закона лояльности ведет к расщеплению, конфликтам, текучке кадров.

В семейных системах закон работает так же. Член семьи, не чувствующий себя ее частью, неизбежно столкнется с внутренним конфликтом и встанет перед выбором: искать способ полноценно войти в систему или пытаться порвать с ней.

Закон иерархии

С одной стороны все просто: одни имеют больше прав и ответственности, другие — меньше. А с другой — реальность показывает, что существует множество тонкостей и нюансов. Возраст и пол человека, выполняемые функции, взаимосвязи с другими членами системы — все это влияет на реализацию закона иерархии в каждом конкретном случае. 

Наибольшими правами и ответственностью в системе обладают те, кто создает условия и возможности для жизни и развития системы и ее членов. В бизнесе это основатели, если они участвуют в делах; управленцы; далее те, кто осуществляет основную деятельность; а потом все остальные. 

Нарушения могут возникать, например, когда традиционные взгляды на иерархию сталкиваются с реальностью

Когда старшим приходится быть в подчинении у младших, мужчинам — у женщин, «работягам» — у офисных сотрудников. Или когда кто-то из сотрудников напрямую контактирует с руководством и, следовательно, имеет большее влияние. Результаты нарушений иерархии — действия «через голову», конфликты, путаница ролей и функций.

В семье на верхушке иерархии — обеспечивающие семью взрослые, чуть ниже может быть неработающий взрослый, дети — по старшинству. Но семейная система больше, чем семья. В ней есть бабушки и дедушки, дяди и тети, бывшие супруги, новые супруги — отчимы и мачехи. Родственники, которые живы, и даже те, кого уже нет в живых. Поэтому и нарушений может быть множество. 

Закон баланса

Любые отношения должны быть сбалансированы по осям «брать-давать». Пример проводящего все свое время на работе, но недовольного результатами директора и его жены-домохозяйки как раз про это. Он отдает все свое время и силы работе, но не чувствует удовлетворения от результатов. Она отдает все свое время и силы семье, но не чувствует отдачи. 

Нет баланса между тем, что они отдают в систему, и тем, что получают из нее взамен. Не осознавая, что происходит, он отдает все больше ресурсов работе в надежде получить, наконец, заслуженное вознаграждение. А она бессознательно требует хоть что-то взамен на свой вклад в семью и детей. Возможно, требует не того, в чем на самом деле нуждается.

Система всегда стремится восстановить баланс: любыми способами, в любой валюте. Если у человека есть потребность, но нет возможности больше брать — он будет меньше давать. В случае нарушения баланса это — замкнутый круг, внутри которого постоянная неудовлетворенность, раздражение, в конце концов — выгорание.

Однако знание этих законов дает возможность видеть и осознавать суть процессов, происходящих в семье или на работе. А следовательно — успешнее справляться с трудностями, прибегая по мере необходимости к помощи специалиста.