Анна Чайковская: «Важно подбирать детям музыку по возрасту и возможностям»

Анна Чайковская

Фото

Александр Панов

Кто такая Нелли Букашкина и в чем ее отличие от Анны Чайковской? 

Нелли Букашкина — певица и немножко волшебница, веселая и строгая одновременно. У нее есть визуальное воплощение и много друзей, созданных художницей Анной Флоренской. То есть Нелли Букашкина — персонаж, а Анна Чайковская — реальный человек. У них разные задачи. Почему Анна Чайковская не может петь песни своего детства? Может. Просто хочет волшебства и сказки, чего-то нематериального. И вот из шутки и смеха возникла Нелли Букашкина и начала жить своей жизнью. 

Анна Чайковская: «Важно подбирать детям музыку по возрасту и возможностям»
Фото

Анна Флоренская

В чем особенность вашего проекта? Чем он отличается от обычных детских концертов? 

На концертах Нелли Букашкиной есть одно важное правило: дети не обязаны сидеть на месте. Если они хотят танцевать, петь, рисовать, задавать вопросы, бегать — сдерживать их запрещается. Родители, к слову, тоже все это могут делать, о чем им, однако, важно сообщить заранее и после постоянно напоминать. Папы могут пригласить дочь на вальс, мамы — спеть с детским хором, который собирается на сцене. Одним словом, тот самый внутренний ребенок должен порадоваться. 

Зачем в джазовом клубе, где основная аудитория — это все-таки взрослые люди, нужны детские концерты? 

Что такое клуб вообще? Это место встречи людей, объединенных общими интересами. Если эти взрослые люди ходят в музыкальный клуб, значит, их интерес — музыка. Каждый родитель хочет, чтобы дети разделяли его интересы. И как замечательно, если в любимый клуб можно прийти днем в выходные и вместе с детьми послушать хороший концерт.

Важно! Детский концерт должен быть интересен и детям, и взрослым

Нелли Букашкина недаром поет песни своего детства: Геннадия и Григория Гладковых, Максима Дунаевского, Марка Минкова, Сергея Никитина — и даже Владимира Высоцкого. Тут работает механизм волшебства: дети и родители поют вместе, для первых — это детские песни, для вторых — песни детства. Очень трогательно петь и видеть, как родители в зале шевелят губами, пока дети танцуют перед сценой. Мне кажется, значение таких семейных мероприятий трудно переоценить.

Как ваш проект способствует музыкальному образованию детей? 

Скорее он способствует их музыкальному развитию. За образование как раз отвечает Анна Чайковская. Она должна объяснять: зачем знать ноты, как важны упражнения, хорошая дикция и умение работать с текстом. А Нелли Букашкина старательно выбирает репертуар и исполняет его, напоминая о том, что у каждой песни есть авторы, их важно знать и помнить. Думаю, в ближайшее время у нее появятся тематические программы, в которых, наравне с развлекательной, будет и образовательная часть.

Как детям начать слушать джаз и импровизационную музыку в целом? И нужно ли вообще прививать детям музыкальный вкус? 

Чтобы дети начали слушать джаз и импровизационную музыку, надо просто слушать эти жанры вместе с ними. Я считаю, что нужно идти от простого к сложному. Можно поставить трехлетке Джона Колтрейна и ждать, когда наследник потребует купить саксофон. А можно Тома Жобима или Эллу Фицджеральд послушать вечерком.

Вообще сегодня джаз — понятие растяжимое. Мне кажется важным подбирать музыку по возрасту и возможностям: не прививать музыкальный вкус, а развивать музыкальный кругозор.

Сейчас так много музыки в доступе, никогда не знаешь, что маленький человек зацепит

У меня вот ребенок в детском саду услышал «Ягоду-малинку» и «Пикачу». Я уже год с этими песнями борюсь. Хватило одного прослушивания, чтобы песня привязалась. Но потом дочь переключается на «Персия, Персия», потому что знает и любит этот мюзикл, потому что знакома с ним. И это — работа и заслуга родителей. А еще мы вместе слушаем классическую музыку и обсуждаем возникающие ассоциации — невероятный кайф.

 Какую музыку вы слушали в детстве?

У меня была гора пластинок и собственный проигрыватель. Там было все, что выпускала фирма «Мелодия» для детей, плюс «Музыкальный телетайп», плюс балеты Петра Чайковского. Любимыми на всю жизнь остались «Али Баба и 40 разбойников» и «Волк и семеро козлят на новый лад». У родителей пластинок было раз в 20 меньше. Там у меня в фаворе были нежно любимые Татьяна и Сергей Никитины, Игорь Корнелюк и почему-то Like a prayer Мадонны. Все это прослушивалось до состояния полнейшего запила и, как видите, имеет последствия.