«Точки пересечения. Политолог»: проект РАМТ, соединяющий детско-юношеский театр и возрастную психологию
Фото

Пресс-служба

Цель

  • Для творческой части — режиссеров, драматургов, артистов: открыть новые возможности, помочь узнать о возрастных особенностях восприятия юных зрителей.

  • Для административной части: помочь ориентироваться в формировании «возрастной линейки» спектаклей.

  • Для зрителей: сформировать запрос для ТЮЗов и молодежных театров.

Смысл

Одновременно в зале детского или молодежного театра могут быть дети, подростки и взрослые, очень важно не потерять из виду каждого зрителя. Дети не покупают себе билеты и редко сами выбирают, на что пойти, обычно это решают взрослые, но не всегда их интересы совпадают.

  • Как определить, что нужно детям?

  • Что такое понятный и полезный театр и должен ли он быть понятным и полезным?

  • Какие темы и вопросы волнуют современного ребенка и подростка, чего он ждет от театра?

  • Чего ждут от театра его родители?

  • В чем юный зритель кардинально изменился, а в чем остается неизменен?

  • Как театр влияет на ментальное и физическое здоровье ребенка?

Поиск ответов на эти и другие вопросы стал основой для появления проекта «Точки пересечения. Полилог».

Кураторы

  • Ольга Андрейкина — театровед, кандидат искусствоведения, театральный педагог

  • Светлана Бердичесвская — театровед, педагог, театральный критик

  • Ольга Шевнина — психолог, театральный педагог, психолог Всероссийской олимпиады школьников, заведующая организационно-творческим отделом Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, автор книг и статей по психологии

Проект

Первая часть

Знакомство театров для детей и юношества с историей вопроса и современными исследованиями в области возрастной психологии. Театры-участники получили возможность посмотреть 10 лекций ведущих детских психологов, посвященных различным аспектам восприятия художественного впечатления ребенком и подростком.

Среди авторов: психологи, психотерапевты, нейропсихологи, кризисные, когнитивные психологи, занимающиеся как практической, так и исследовательской деятельностью. Каждое выступление было посвящено разным периодам в развитии ребенка и разным сторонам вопроса восприятия художественного события.

Темы

Вот только некоторые вопросы, на которые были предложены ответы с точки зрения современной психологии.

  • Почему выстраивание событийности, работа с воображаемым образом и культурное посредничество — необходимые направления деятельности современного профессионального театра для детей и молодежи?

  • Какие экзистенциальные темы релевантны какому возрасту?

  • Что такое «хороший детский спектакль» с точки зрения психолога?

  • Как работают вместе слово и визуальный ряд?  

  • Как устроена фантазия ребенка до 7 лет?

  • Как реагируют дети от 3 до 16 лет на табуированные темы, затронутые содержанием спектакля, — смерть, отвержение, ненормативное поведение, жестокость?

  • Что, как и в каком возрасте стоит обсуждать с детьми, а с чем лучше не торопиться?

  • Подростковые герои — кто они, какова их миссия?

  • Как спектакль позволяет сформироваться активной позиции и дает силы начать поиск возможностей преодоления проблем и открытия ресурсов?

  • Нужны ли подросткам романтические истории и благополучные финалы?

  • Что и при каких условиях может вызвать интерес ребенка к театру?

Вторая часть

Разговор психологов, режиссеров, драматургов, творческих и административных сотрудников театров. Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТ, открывая программу, подчеркнул важность изучения целевой аудитории детско-юношеского театра и кропотливой работы с юными зрителями. Софья Апфельбаум, директор РАМТ, отметила важность и новизну проекта, поднимающего актуальные, но давно не обсуждавшиеся вопросы.

Вниманию участников дискуссии были предложены итоги анкетирования, направленного на выявление запроса и предпочтений аудитории к детско-юношескому театру. В анкетировании приняли участие 950 зрителей московских и региональных театров для детей и молодежи.

Важной частью встречи стал предметный разговор о современном театре для детей и подростков на примере спектаклей, присланных театрами — участниками проекта.

Спикеры

  • Алексей Владимирович Бородин — художественный руководитель РАМТ

  • Софья Михайловна Апфельбаум — директор РАМТ

  • Елена Кравцова — практикующий психолог, автор более 100 статей по темам воспитания и развития детей, психолог Всероссийской олимпиады школьников;

  • Светлана Кривцова — психотерапевт, доцент кафедры психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Института экзистенциального анализа психологии и психотерапии

  • Галия Нигметжанова — семейный психолог, преподаватель факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, соучредитель, ведущий консультант Психологического центра поддержки семьи «Контакт»

  • Вероника Петрова — врач, аналитический психолог, обучающий тренер, детский и подростковый психотерапевт, арт-терапевт, специалист в области символдрамы и аналитической психологии

Участники

  • Лейсан Алексеева — помощник директора по развитию Казанского ТЮЗа

  • Ирина Молодцова — педагог-организатор Казанского ТЮЗа

  • Ярослав Ермаков —  директор и художественный руководитель Королевского ТЮЗа

  • Мария-Алана Бычкова — режиссер Няганского ТЮЗа

  • Любовь Бахарева — представитель Тверского ТЮЗа

  • Анна Добровольская — драматург

  • Вячеслав Игнатов — режиссер

  • Рита Кадацкая — драматург

  • Александр Коручеков — режиссер

  • Елена Лабутина — режиссер

  • Мария Литвинова — режиссер

  • Юрий Макеев — режиссер

Темы

Спектакли обсуждались с точки зрения эмоционального, психологического воздействия на ребенка или подростка. Двигаясь от частного к общему, участники дискуссии искали точки пересечения, точки взаимного интереса, точки для продуктивного взаимодействия театра и психологии. Вопрос не только не стало меньше, их стало больше! Но главное, стал очевиден взаимный интерес и взаимная польза от найденных в процессе точек пересечения. Разговор начат, а тем и точек пересечения в этом полилоге очень много.