Глоссарий. Психологический словарь.

Персонификация

Персонификация (лат. persona – лицо, и facere – делать) – термин, первоначально использовавшийся для обозначения свойства сознания наделять неодушевленные предметы, природные явления и силы человеческими свойствами. Явление персонификации (иными словами, олицетворение) часто встречается в мифологии, сказках, религии, магии... Понятие получило распространение также в социологии, философии и психологии.

Определение термина в психологическом контексте связывают с именем американского исследователя Гарри Салливана. Согласно его теории, персонификация – это те образы, которые рождаются в сознании человека в процессе взаимодействия с окружающим миром, начиная с младенчества. Особенность персонификаций состоит в том, что они иногда не соответствуют действительности – рождаясь как реакция на определенное событие или эмоцию, они закрепляются в сознании в качестве стереотипов и проецируются на других людей, не всегда подходящих под этот шаблон.

Салливан, как и Зигмунд Фрейд, отмечал важную роль матери в процессе формировании личности, однако, в отличие от австрийского психолога, он считал, что личность продолжает свое развитие и во взрослом возрасте. Три вида персонификации по теории Салливана – касательно матери, своего «Я» и идола.

Первый этап персонификации происходит в младенческом возрасте и представляет собой два компонента – «мать-плохая» (первоочередный) и «мать-хорошая». «Мать-плохая» появляется в сознании ребенка из-за предмета, который не приносит ему пищи – например, пустышка. Этот образ не идентифицирован, поскольку пустышку он может получить от кого угодно. «Мать-хорошая» рождает образ матери, проявляющей заботу о своем ребенке. Эти два элемента, проецируемые на одного человека, рождают в сознании два противоположных образа матери, гармонично сосуществующих вместе.

После того как образ матери сформирован и ребенок вступает в фазу межличностного общения, начинает проявляться «персонификация я». Персонификация «я-плохой» связана с теми переживаниями, который ребенок испытывает, когда чувствует неодобрение со стороны другого человека (наказание матерью за плохое поведение). «Я-хороший», напротив, проецирует положительные эмоции. «Не-я» – это следствие сильных эмоций, переживаемых ребенком.

Следующий этап – это персонификация идола: вследствие недостатка общения или внимания, ребенок придумывает себе воображаемого друга, который зачастую не менее дорог ему, чем реальные люди. Персонификация идола проявляется и у взрослых людей, когда они наделяют окружающих чертами характера, которыми те не обладают. Результатом такой деятельности могут быть конфликты в межличностном общении.

Популярные термины
    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ
    новый номерАПРЕЛЬ-МАЙ 2024 №77
    195Подробнее

    спецпроекты