Стилизация под черно-белый графический карандашный набросок углем | Источник: Шедеврум

Стилизация под черно-белый графический карандашный набросок углем

Фото

Шедеврум

Лейпцигская школа — это направление в психологии, возникшее в Германии в конце 1910-х годов вокруг Феликса Крюгера и просуществовавшее около двух десятилетий. Простыми словами, Лейпцигская школа — это целостный подход к изучению психики, который делал главный акцент на роли эмоций и чувств.

В отличие от гештальт-психологии, которая сосредотачивалась на структурности восприятия, представители этой школы считали, что любое переживание человека изначально эмоционально окрашено и неразделимо. Они ввели свои единицы анализа, такие как «комплекс-качества», чтобы описать это сложное единство.

Ключевые признаки и особенности

Чтобы понять, что такое Лейпцигская школа в психологии, нужно рассмотреть ее основные принципы. Ее подход был целостным.

  • Целостность психики. Психика человека рассматривалась как неразложимое на отдельные элементы (ощущения, чувства) единство. Любой акт восприятия или мышления изначально целостен и сложен.

  • Первичность эмоционально-чувственной сферы. Главный признак этого подхода — утверждение, что чувства и эмоции являются основой и фоном для всего сознания. Прежде чем мы осознаем какой-то объект, мы его эмоционально переживаем. Это переживание часто носит неясный, диффузный характер.

  • Концепция «комплекс-качеств». Это центральный термин школы. Комплекс-качества — это целостные, эмоционально окрашенные переживания, которые возникают при восприятии сложных явлений. Например, когда вы заходите в собор, вы сначала ощущаете его общую «атмосферу» — величие, торжественность, покой. Это комплекс-качество. И лишь потом вы можете аналитически выделить в нем отдельные детали: витражи, звуки органа, запах ладана.

  • Использование феноменологического самонаблюдения. Для изучения этих сложных переживаний школа активно использовала метод углубленного самонаблюдения. Испытуемый должен был описывать свой непосредственный опыт, не дробя его на части, а стараясь уловить его целостность и эмоциональный тон.

Причины возникновения и цели

Лейпцигская школа появилась как ответ и развитие идей гештальт-психологии.

Зачем это было нужно?

Гештальт-психология успешно объяснила структурность восприятия, но оставила без внимания его смысловую и эмоциональную насыщенность. Феликс Крюгер и его коллеги считали, что психология не должна игнорировать чувственную ткань человеческого опыта. Их целью было создать более полную картину работы психики, включив в нее аффективную (эмоциональную) сторону.

Почему она появилась?

Школа возникла потому, что ее основатели увидели ограниченность существовавших тогда подходов. Ассоцианизм дробил психику на элементы, а гештальтисты, хотя и говорили о целостности, концентрировались на когнитивных структурах. Лейпцигская школа поставила во главу угла развитие (генез) психики — от смутных эмоциональных переживаний к четким структурам.

Кто и как ее придумал?

Основателем и идейным вдохновителем был немецкий психолог Феликс Крюгер. Он не «придумал» школу в одиночку, а собрал вокруг себя в Лейпцигском университете группу талантливых ученых, таких как О. Клемм и А. Веллек. Они совместно разрабатывали теорию, ставили эксперименты и оттачивали методологию.

Применение идей на практике

Хотя сама школа прекратила существование, ее идеи оказали влияние на последующее развитие психологии и могут быть полезны сегодня.

Как развить эмоциональный интеллект

Понимание важности диффузных эмоциональных переживаний помогает развить эмоциональный интеллект. Вы можете сознательно практиковаться в отслеживании тех самых «комплекс-качеств» — общего впечатления от ситуации, человека или произведения искусства. Прежде чем анализировать, дайте себе время просто прочувствовать общую атмосферу.

В психотерапии и самопомощи

Этот подход ценен для понимания подсознательных процессов. Многие наши неосознанные тревоги или, наоборот, радости — это именно те смутные комплекс-качества, которые управляют нашим поведением. Психолог, работая в подобном ключе, может помочь клиенту осознать этот эмоциональный фон и его причины.

В искусстве и дизайне

Концепция целостного эмоционального впечатления напрямую применима в дизайне, архитектуре и маркетинге. Создавая продукт или пространство, важно думать не только о его функциональности (гештальт), но и о том, какое общее чувство, настроение (комплекс-качество) он вызывает у людей.

Наследие и влияние

Значение Лейпцигской школы в психологии гораздо больше, чем может показаться из-за ее короткой истории. Ее идеи были творчески переработаны другими направлениями.

  • Развитие в трудах последователей. Немецкий психолог Альберт Веллек, один из представителей школы, позднее развил ее идеи в своем характерологическом учении, рассматривая личность как целостную структуру, основанную на эмоциональности.

  • Признание в мировой науке. Советский психолог Лев Выготский высоко оценивал онтологические разработки школы, то есть ее исследования в области развития психики. Он видел в их работах важный шаг к преодолению механистических представлений.

  • Вклад в гуманистическую психологию. Акцент на целостности человека, уникальности его субъективного опыта и важности эмоций стал одним из источников для формирования гуманистической психологии, которая сделала эти принципы центральными.

Таким образом, Лейпцигская школа, хотя и просуществовала недолго, углубила понимание целостности человеческой психики, напомнив научному сообществу, что за любым актом восприятия и сознания стоит живой, эмоционально насыщенный опыт человека.