Стилизация под черно-белый графический карандашный набросок углем
Горизонтальные декаляжи — это термин в психологии, введенный Жаном Пиаже, который описывает неравномерность интеллектуального развития ребенка. Простыми словами, горизонтальный декаляж — это ситуация, когда ребенок уже освоил определенный способ мышления для решения одной задачи, но не может применить этот же самый способ к другой, очень похожей задаче.
Значение явления в том, что оно демонстрирует: приобретение нового навыка — это не мгновенный акт, а постепенный процесс. Психика осваивает логическую операцию шаг за шагом, перенося ее с одного содержания на другое.
Признаки горизонтального декаляжа
Ключевые признаки горизонтального декаляжа проявляются в поведении и рассуждениях ребенка.
Неравномерное применение интеллектуальных операций. Ребенок успешно использует логическое правило в знакомом контексте, но теряется, когда контекст меняется. Например, он может правильно сравнивать палочки по длине, но не может так же правильно сравнить по весу два шарика из пластилина.
Зависимость от конкретного содержания. Способность к решению задачи сильно привязана к тому, с какими именно предметами и понятиями работает ребенок. Его сознание еще не отделило абстрактную логическую схему от конкретного материала.
Постепенность формирования. Признаки освоения операции появляются не сразу во всех сферах. Сначала ребенок осваивает сравнение по размеру, затем по длине, потом по весу и лишь в конце — по объему. Это и есть тот самый «горизонтальный» сдвиг, растянутый во времени.
Таким образом, главный признак декаляжа — это не ошибка в мышлении, а запаздывание в применении уже существующего интеллектуального инструментария.
Причины возникновения горизонтальных декаляжей
Это явление возникает не из-за недостатка ума, а по объективным причинам, связанным с этапами созревания психики.
Зачем это нужно? С эволюционной точки зрения, такой постепенный механизм обучения эффективен и безопасен. Психика не перегружается, осваивая сложные абстракции сразу. Она надежно закрепляет навык на простом и наглядном материале, прежде чем перенести его на более сложный.
Почему появляется? Причина кроется в работе детского сознания и подсознания. Ребенок на определенной стадии развития мыслит конкретно и эгоцентрично. Ему сложно абстрагироваться от внешнего, воспринимаемого образа. Например, сравнение по длине — наглядно, а сравнение по весу или объему — уже требует мысленного представления и понимания скрытых свойств.
Кто и как придумал термин? Понятие было разработано швейцарским психологом Жаном Пиаже в рамках его операционной концепции интеллекта. Он и его коллеги заметили закономерность: дети проходят одни и те же стадии когнитивного развития, но возраст, в котором они осваивают конкретные операции, сильно варьируется в зависимости от содержания задачи.
Примеры горизонтальных декаляжей
Классических разновидностей у горизонтального декаляжа нет, но его можно проиллюстрировать на конкретных примерах из экспериментов Пиаже. Эти примеры показывают, как одна и та же логическая операция — сохранение количества — осваивается в разных сферах.
Сохранение количества вещества
Ребенку 5-6 лет показывают два одинаковых шарика из пластилина и он подтверждает, что их поровну. Затем один шарик раскатывают в колбаску. Ребенок младшего возраста скажет, что пластилина теперь стало больше, потому что колбаска длиннее. Он сосредоточен только на одном измерении (длине). Способность понять, что количество пластилина не изменилось, формируется одной из первых, примерно к 7-8 годам.
Сохранение веса
Следующим этапом является понимание сохранения веса. Даже когда ребенок уже усвоил сохранение вещества, он может не распространять это знание на вес. Если спросить его, изменился ли вес пластилина после превращения шарика в колбаску, он может ответить «да». Эта способность формируется позже, к 9-10 годам.
Сохранение объема
Самым сложным для понимания является сохранение объема. Ребенка спрашивают, изменится ли уровень воды в стакане, если мы погрузим в него сначала шарик, а потом колбаску из того же пластилина. Ребенок, не освоивший эту операцию, будет считать, что объем вытесненной воды будет разным. Эта концепция усваивается лишь к 11-12 годам.
Как применять знания о декаляжах
Понимание этого термина в психологии крайне полезно для родителей и педагогов.
Как развить хорошее? Не стоит ругать ребенка за непонимание. Если он решил одну задачу, но не может решить похожую, это не упрямство и не глупость, а нормальный этап развития. Осознание этого факта помогает проявлять терпение.
Что делать?
Давайте разнообразный опыт. Предоставляйте ребенку возможность манипулировать разными предметами: водой, песком, кубиками, конструкторами. Это создает базу для переноса операций.
Аккуратно направляйте. Задавайте наводящие вопросы: «А как ты думаешь, если мы слепим из этой колбаски обратно шарик, что будет?». Это стимулирует мысленный эксперимент.
Не форсируйте события. Психика ребенка сама знает, в каком темпе ей осваивать новые операции. Давление и форсирование обучения могут дать обратный эффект.
Важное отличие от вертикальных декаляжей
В теории Пиаже существует еще одно ключевое понятие — вертикальный декаляж. Важно не путать их.
Горизонтальный декаляж — это повтор одной и той же операции на одном уровне сложности, но с разным содержанием (длина -> вес -> объем).
Вертикальный декаляж — это повторение и усложнение операций на разных стадиях развития. Простыми словами, это когда базовая схема поведения, усвоенная на сенсомоторной стадии (например, поиск спрятанного предмета), позже «поднимается» на уровень образного мышления и становится основой для более сложных умственных действий. Вертикальный декаляж — это развитие по принципу «снежного кома», когда новое знание надстраивается над старым, качественно преобразуя его.