Логопедия | Источник: Шедеврум

Логопедия

Фото

Шедеврум

Логопедия (от греч. logos — cлово, paideia — воспитание) — это раздел педагогики и клинической психологии, который изучает речевые нарушения, их причины, проявления и способы коррекции. Проще говоря, логопедия — это наука о том, как помочь человеку правильно говорить, читать и писать.

Основное внимание в логопедии уделяется детям, однако логопедическая помощь может понадобиться и взрослым. Например, после травм, инсультов, заболеваний нервной системы.

Какие задачи решает логопедия

Логопедия изучает и помогает исправить:

  • трудности произношения (например, картавость, шепелявость);

  • нарушения темпа, плавности и ритма речи (например, заикание);

  • проблемы письма и чтения (дислексия, дисграфия);

  • общее отставание в развитии речи (бедный словарный запас, трудности в построении фраз).

Логопедия в психологии рассматривает речь как отражение психического развития, а потому признаки речевых нарушений связаны не только с нарушениями работы речевого аппарата, но и с такими аспектами, как внимание, память, подсознание, мышление и эмоциональная сфера.

Такие нарушения могут привести к социальной дезадаптации, нарушить поведение и затруднить обучение. Поэтому определение логопедии, как работы только над звукопроизношением, слишком узкое. На самом деле речь идет о комплексной работе, где психика ребенка, внимание, память и мышление развиваются вместе.

Почему возникают речевые нарушения

Причины нарушений речи могут быть как физиологическими, так и психологическими.

К ним относятся:

  • органические поражения мозга (в том числе во внутриутробный период и в родах);

  • задержки психического развития;

  • наследственная предрасположенность;

  • психотравмы и стресс;

  • неблагоприятные условия воспитания;

  • недостаток речевого общения в раннем возрасте.

Логопедия как наука появилась, когда стало ясно, что традиционные методы педагогики не помогают всем детям с трудностями речи. Системный подход к диагностике и коррекции речевых расстройств приобрел особое значение с развитием нейропсихологии, которая показала тесную связь между речью и работой мозга.

Какие виды логопедии существуют

Выделяют несколько направлений логопедии в зависимости от возраста человека и характера нарушений:

  • Дошкольная логопедия — когда логопед занимается ранним выявлением и коррекцией речевых нарушений у детей 3–7 лет.

  • Школьная логопедия — когда логопед работает с детьми, испытывающими трудности в письме, чтении и усвоении школьной программы.

  • Взрослая логопедия — когда логопед помогает людям, утратившим речь после инсульта, травмы, нейродегенеративных заболеваний.

  • Также существуют специализированные логопедические направления: работа с заиканием, с нарушениями голосообразования, с алалией, афазией и другими состояниями.

Как логопедия помогает человеку

Логопедическая работа включает в себя диагностику, подбор индивидуальной коррекционной программы и систематические занятия.

Психолог и логопед часто работают вместе, чтобы человек с дефектом речи сознательно отмечал свои успехи, справлялся с эмоциональными трудностями и становился увереннее в себе. Коррекционное воздействие может быть как индивидуальным, так и групповым, но обязательно должно быть системным и регулярным.

Где можно получить логопедическую помощь

На государственном уровне логопедия реализуется через специальные образовательные учреждения, логопедические группы в детских садах, школьные логопункты, а также психолого-педагогические центры. Кроме того, существует частная логопедическая практика, включающая индивидуальные занятия с детьми и взрослыми.

Исторические примеры

Король Георг VI избегал публичных выступлений из-за из-за тяжелой формы заикания. Из-за этой проблемы он начал занятия с Лайонелом Логом — логопедом-самоучкой, который применял нетрадиционные, но эффективные методы.

Лог помог ему справиться с мышечными спазмами, напряжением и страхом сцены. Уже через год Георг уверенно выступил на открытии парламента в Канберре, ни разу не заикнувшись. А эта история легла в основу оскароносного фильма «Король говорит!».

Считается, что характерная манера речи Мэрилин Монро — с легкой хрипотцой и придыханием — была не просто образом, а способом справиться с заиканием. Такой прием ей подсказал логопед.

Обладательница Оскара и известная актриса Николь Кидман тоже страдала заиканием с детства. Проблемы с речью мешали ей чувствовать себя уверенно, но благодаря регулярным занятиям с логопедом она смогла полностью преодолеть этот барьер.