Первый день оставшейся жизни

Зачем я живу? В чем смысл моей жизни? Такие вопросы рано или поздно встают перед всеми. Логотерапевт Светлана Штукарева утверждает, что ответить на них будет легче, если каждый день мы cтанем воспринимать как первый день оставшейся жизни.

Psychologies: Что означает эта фраза?

Светлана Штукарева: «Сегодня первый день твоей оставшейся жизни. Шаги к наполненному существованию» – так назвала свою книгу ученица Виктора Франкла Элизабет Лукас. Фраза означает, что мы создаем неразрывную связь прошлого и будущего через игольное ушко настоящего.

Давайте заглянем во вчера: из чего оно состояло, какие были радостные моменты, за что мы ему благодарны и что можем взять в завтра? Это могут быть мельчайшие события: собака облизывала своих щенков, цветок расцвел, кто-то поцеловался на эскалаторе... Перспективное будущее нас воодушевляет, а понятие «оставшаяся» приземляет. Поэтому эта фраза заставляет нас поднапрячься и приложить усилия, чтобы сделать осмысленным именно сегодняшний день.

И это перекликается с понятием «жить, прощаясь», которое хорошо знакомо людям, страдающим от неизлечимых заболеваний. Они четко осознают, что теперь не могут размениваться на мелочи, незначительные события, встречи. Неважно, сколько нам лет – 20 или 90, каждый день – оставшаяся жизнь.

Всегда ли в нашем существовании есть смысл?

Да, и наша задача заключается в том, чтобы обнаруживать и открывать его. Так как каждый человек уникален, то и смысл, который существует для него, уникален. Передавать смысл по наследству, по-дружески, по профессиональным соображениям – неблагодарная задача.

Сколько требуется времени, чтобы открыть в себе это главное?

Познать смысл всей жизни мы не можем. Потому что до последнего вздоха мы в состоянии делать выбор и совершать поступки, которые этот смысл изменяют. Но – хорошая новость! – нам дано осознавать смыслы отдельных моментов. «Смыслы в жизни», как говорил Виктор Франкл. Мы можем определить смысл той или иной ситуации.

То усилие, которое мы прикладываем к выбору единственной возможности, наиболее подходящей из миллиона вариантов, и есть смысл

Часто не думая об этом, делаем выбор буквально каждую минуту. Иногда это большие решения, иногда – маленькие: что надеть, что съесть, кому позвонить, что и как сказать… Но как раз то усилие, которое мы прикладываем к выбору единственной возможности, наиболее подходящей из миллиона вариантов, и есть смысл. А все остальные возможности, как выражается Элизабет Лукас, попадают в пасть к смерти. Они никогда уже не будут реализованы.

В каком возрасте мы начинаем осознавать смысл жизни?

В раннем детстве, и иногда острее, чем во взрослом возрасте. Для маленьких детей любое событие – огромное открытие: побежать за яркой бабочкой или «покорить» лужу. Зрелые люди часто говорят: ну что еще меня может удивить в этой жизни? Даже если я чего-то не знаю, не видел, я могу предположить, как это выглядит, что это существует. Я никогда не был в Африке, но примерно представляю, что это.

А для ребенка это тайна, которую он хочет открыть сам. Он не довольствуется тем, чтобы предполагать. Дети очень включены в реальность. И в этом смысле крайне редко можно встретить ребенка, у которого жизнь пустая. Поэтому жизнь для детей тянется так долго.

Меняется ли понимание главной нашей задачи с возрастом?

Конечно. Достигнув возраста 20, 30 или 70 лет, оборачиваемся на события прошлого, особенно травматичные, и можем их переосмыслять. Тогда нам казалось, что мы не выживем, что эта боль будет преследовать постоянно. Но мы можем снова встретиться с той печальной ситуацией и посмотреть на нее уже с высоты своего опыта, возраста, с багажом возможностей и навыков.

Может быть, мы найдем новое понимание и другие выходы. Тогда станет легче дышать, мы выйдем из позиции жертвы. Согласно логотерапии, устанавливая дистанцию между собой и своим переживанием, мы перестаем отождествляться с ним: переживание становится лишь частью меня, но не моей жизнью в целом.

Первый день оставшейся жизни

Что делать, если нет никаких свершений?

В самом вопросе кроется заблуждение. Мы часто замечаем высокие вершины, делаем ставку на один пик, но игнорируем холмы и пригорки. Иногда вовремя сказанные слова поддержки другому могут «весить» не меньше, чем великое научное открытие. Вершины поменьше тоже меняют ландшафт – и не только моей собственной жизни, но мира, ведь моя жизнь – тоже пик среди миллиардов других.

Конечно, есть выдающиеся гениальные персоны, чей вклад более заметен. Но есть маленькие герои – не очень высокие холмики. Наша задача – посмотреть более пристальным взором на все свои пригорки и равнины. Смею вас уверить, что даже у ребенка таких вершин очень много. Уметь быть благодарным за реализацию своих возможностей – значит ощущать осмысленность жизни, быть с ней в контакте, иcпытывать, как говорил Альберт Швейцер, благоговейный восторг перед ней.

Можно ли жить только ради себя?

Если кто-то говорит, что нашел смысл жизни для себя, значит, он не нашел его вообще. Он нащупал нечто, устраивающее его на данный момент. Но оно перестанет его устраивать через какое-то время, если в эту систему ценностных координат не включены другие. Мы так устроены, что не можем быть оторваны от других, от мира. Даже у тех, кто уходит жить отшельником, всегда есть какая-то связь – с мирозданием, Богом, людьми, пусть даже в мыслях. Мы всегда в диалоге.

Как понять, что смысл в жизни найден?

Когда смысл найден, мы испытываем воодушевление, оно подталкивает нас к какому-то действию, приподнимает. Однажды я выступала в абсолютно пустом павильоне на Поклонной горе: мероприятие еще не успело раскрутиться, это был первый день многодневного проекта. Позднее пришло много посетителей. Но тема выступления в тот момент была для меня настолько важной, я была настолько вдохновленной, что прочитала лекцию от начала до конца без единого зрителя. Я читала ее мирозданию. И для меня в этом был смысл.

Как значительные события, которые переворачивают нашу жизнь, влияют на ее осмысление?

Такие события могут сделать нас более восприимчивыми и мудрыми. Но судьбоносными могут стать и небольшие изменения, если мы неравнодушны и чувствительны к тому, что происходит вовне: в мире и в нашем ближайшем окружении. Если мы воспринимаем себя как часть значимого проекта, который образовался задолго до нашего рождения и будет продолжаться после нашего ухода. Тогда мы чувствуем себя не просто винтиком в большой машине, а уникальной частью, которая меняет общую картину. Без нас она будет, может, чуть-чуть, но другой.

Дело не в событиях как таковых, а в том, как мы на них откликаемся

Например, известен случай, когда после аварии, в которой по вине пьяного водителя погиб его друг, на хайвеях благодаря этому же водителю появились указатели ближайшего телефона, чтобы можно было оперативно оказать помощь. Так что дело не в событиях как таковых, а в том, как мы на них откликаемся.

«Призвание человека лежит на пересечении его талантов и потребностей мира», – говорил Аристотель. Если я знаю, в чем силен, чем богат и хорош, и при этом не замыкаюсь на себе, я начну отвечать на внешние события наилучшим образом, и между мной и миром возникнет отличный альянс.

Не по Фрейду

Логотерапия – один из видов экзистенциальной психотерапии, который основан на анализе и поиске смыслов человеческого существования. История логотерапии началась в 1930-х. Отталкиваясь от психоанализа Зигмунда Фрейда и индивидуальной психологии Альфреда Адлера, Виктор Франкл разработал основы нового оригинального подхода, которые впервые были опубликованы в 1938 году. Он считал, что стремление к смыслу – фундаментальный мотив человека (в противовес принципу удовольствия по Фрейду и желанию превосходства по Адлеру).

Согласно антропологии Виктора Франкла, человек в любом состоянии и любой ситуации стремится к смыслу, обоснованности своего существования в соотнесенности с другими людьми и миром. Его подход основывается на трех философско-психологических концептах, а именно: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. Франкл, выживший в трех концлагерях, известен российскому читателю по книгам «Сказать жизни «Да!», «Человек в поисках смысла».

Первый день оставшейся жизни

Об эксперте

Светлана Штукарева – руководитель Высшей школы логотерапии Московского института психоанализа, почетный член Международной ассоциации логотерапии и экзистенциального анализа, председатель координационного совета Профессиональной гильдии психологов.