Помочь ребенку принять себя

Psychologies: Когда можно считать, что у ребенка появился комплекс?

Галина Бурменская: Образ себя — представление о своей привлекательности, силе — начинает складываться очень рано, уже в четыре-пять лет у ребенка есть общее представление о том, кто он такой. К семи-восьми годам этот образ становится все более определенным: сравнивая себя с другими детьми и взрослыми, ребенок постепенно осознает свои сильные и слабые стороны. Для девочек большее значение представляет их внешность (лицо, фигура), для мальчиков — сила и ловкость.

В основе детских комплексов часто лежат не реальные дефекты внешности, а негативная оценка других и, как следствие, чувство неудовлетворенности собой. У детей неуверенность в себе всегда связана с тем, что говорят о них другие: «толстый», «ботаник»...

Именно от близких людей ребенок узнает о том, какой он: красивые волосы, смышленые глаза, ловкие руки

Ребенок начинает стесняться себя, чувствует, что он хуже других. Особая пора для расцвета комплексов — подростковый возраст. В это время дети очень придирчивы к себе и остро переживают (реальное или мнимое) свое несовершенство. Именно поэтому комплексы у подростков формируются чаще и переживаются гораздо болезненнее, чем в любом другом возрасте.

В какой мере родители ответственны за детские комплексы?

От них, конечно, зависит многое, прежде всего — самооценка ребенка и его самопринятие. Именно от близких людей ребенок узнает о том, какой он: красивые волосы, смышленые глаза, ловкие руки... В ответ на восхищенное «Какая ты у меня красавица!», «Какой ты у меня смелый!» у детей вырабатывается ощущение самоценности (независимо от объективных данных).

Напротив, недостаток внимания к ребенку, тем более холодность близких, подрывает его уверенность в себе, делает его уязвимым. Кроме того, когда взрослые сами страдают от комплексов, они могут непроизвольно передать неудовлетворенность собой детям. Зачастую они усложняют дело, давая ребенку характеристики, рожденные представлением о собственном несовершенстве («Он весь в меня, такой же застенчивый»), или стремясь делать все, чтобы он не унаследовал их «недостатки» — например, устанавливают диету.

Но чем старше становится ребенок, тем более важным для него оказывается мнение сверстников: представления о себе подростка могут сильно измениться под влиянием оценок его компании, а также молодежной моды. Поэтому так важно с раннего детства обращать внимание детей на то, что все люди — разные. Мы по-разному выглядим, по-своему мыслим и любим не одно и то же. Представление об этом поможет в нужный момент выдержать взгляды других, критически воспринять чужое мнение и сохранить веру в себя.

Как реагировать, если ребенок начал переживать из-за своей внешности или личных качеств?

Утешая ребенка, не делайте вид, что для его страданий нет повода: «Только ты обращаешь на это внимание!», «Подумаешь, очки!» Чувствуя, что его не понимают, он останется один на один со своими сомнениями, станет преувеличивать проблему и ощутит еще больший дискомфорт…

Иногда дети комплексуют из-за какой-то черты внешности, унаследованной ими от отца или матери. Не стоит подчеркивать это сходство, желая разубедить сына или дочь: «Посмотри, у мамы тоже веснушки, это же так красиво!» Его неприязнь к себе может только усилиться. Но подчеркивайте в разговоре с ребенком: у каждого человека есть особенности, которые кому-то нравятся, а кому-то нет, невозможно нравиться всем сразу.

Главное, помогайте ребенку добиваться успеха в том, чем он увлечен, и тогда ему будет чем гордиться

Если девочка страдает из-за веснушек и хочет, например, их запудривать — соглашайтесь: она почувствует, что ее понимают и стараются помочь. Если же вам это не нравится, скажите прямо, что вы бы так делать не стали.

Очень важно, чтобы ребенок мог рассказать кому-то из взрослых о том, что его беспокоит. Когда болезненная для него тема замалчивается, он может решить так: если дома нельзя говорить о том, над чем смеются в школе, значит, он безразличен родителям или ситуация действительно тяжелая. Будьте деликатны, избегайте категоричных утверждений: «Тебе и правда не повезло», «Ничего не поделаешь с такими волосами!»

Как помочь ребенку научиться принимать себя таким, как есть?

Когда детей что-то тревожит, прежде всего они нуждаются в нашей поддержке: они еще не в силах справиться со своими чувствами, не умеют, к примеру, ответить тому, кто смеется над ними. Подскажите точные слова: «Я уже слышал это тысячу раз, скажи что-нибудь новенькое».

Попробуйте исправить дефект: смените оправу очков, скорректируйте оттопыренные уши. Учите на собственном примере самоиронии. Если у вас есть подобный опыт, расскажите о нем: например, как вы переживали из-за формы своего носа, пока не обнаружили, что она никого не смущает, а некоторым даже нравится. Или расскажите, как со временем какие-то ваши особенности стали достоинствами — свою версию «Гадкого утенка». Но главное, помогайте ребенку добиваться успеха в том, чем он увлечен, и тогда ему будет чем гордиться, кроме своей удачной (или не очень) внешности. Зная о своих достоинствах, легче обрести веру в себя.

Когда нужна помощь психолога?

Детские комплексы естественны и не должны вызывать у родителей паники. Реагировать надо, если ребенок постоянно говорит о своем переживании, у него долго (больше недели) нет настроения ничем заниматься, он расстроен, подавлен, не хочет ни с кем общаться...

Истории, чтобы примириться с самим собой

Детям трудно выразить то, что их беспокоит, открыто рассказать о том, что они переживают, чего боятся, почему им сейчас стыдно. Зато они очень любят слушать истории — сказочные, волшебные, захватывающие и в то же время удивительным образом реальные, потому что в них рассказывается о мальчике или девочке «совсем как я».

Именно такие психотерапевтические истории предлагает австралийский психолог Дорис Бретт в книге «Жила-была девочка, похожая на тебя…» (Класс, 2014). Они позволяют ребенку разобраться в своих переживаниях, почувствовать, что он не одинок, что и другие дети испытывают то же самое. Ребенок перестает чувствовать себя хуже других и вслед за героем находит выход из трудной ситуации.

В книге есть рассказы о детях, которых дразнят из-за внешности, которые вечно беспокоятся или ревнуют к братьям и сестрам… Авторские комментарии и рекомендации позволят родителям адаптировать «истории про Энни» к особенностям собственного ребенка или даже сочинить для него свою, особую историю.

Об эксперте

Галина Бурменская — кандидат психологических наук, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова, соавтор книги «Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков» (МПСИ, 2007).