Дети от 3 до 6 лет: что им дают сексуальные эксперименты?

Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».

В этом возрасте взрослые формируют у ребенка умение скрывать, тормозить, подавлять проявления сексуальности, но тем не менее все родители сталкиваются с интересом сына или дочери к сексуальным вопросам, с проявлениями их сексуальности. Как лучше на это реагировать? Не обращать внимания? Пресекать и наказывать? Сексуально просвещать? Комментарии детского и семейного психолога Игоря Добрякова.

Генетическая программа

Уже при слиянии половых клеток мужчины и женщины задается генетическая программа развития определенного пола у нового человека. Однако в течение первого месяца внутриутробного развития одновременно развиваются две половые системы: и мужская, и женская. В организме мальчика в конце первого месяца внутриутробного пребывания появляются вещества, разрушающие женскую систему; одновременно происходит гормональная поддержка развития мужской системы. В организме девочки мужская система просто постепенно перестает развиваться и позднее совсем исчезает, особой гормональной поддержки развивающаяся система женских половых органов не требует. Так что любое нарушение активизации генов, отвечающих за развитие половой системы, приводит к развитию женского организма. Между четвертым и шестым месяцами внутриутробного развития собственные железы плода начинают вырабатывать половые гормоны. Попадая в головной мозг, они обусловливают при дальнейшем развитии особенности строения мозга, свойственные определенному полу.

Новый опыт взаимодействия

Примерно с 3 лет, когда возникает самосознание, на ребенка начинают все сильнее влиять факторы социального окружения и культуры. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд некоторое время придерживался мнения, что после анальной фазы наступает некоторое снижение темпа сексуального развития, сдерживание проявлений сексуальности. По мнению Фрейда, оно может быть обусловлено не физиологическими процессами, а возникает в результате тех ограничений и торможений, которые навязывает ребенку общество. Это подтверждают многие исследования. Например, известные австралийские сексологи Рон и Джульетт Голдман на основании многочисленных опросов, проведенных у 800 детей пяти лет и старше из различных стран мира, утверждают, что интерес к вопросам пола у них существует и постоянно растет с возрастом*.

Первыми признаками, по которым ребенок отличает представителей разного пола, являются одежда, прическа, манера поведения. Родители, как правило, одевают ребенка, покупают игрушки соответственно его полу, поощряют одни реакции и способы поведения и ругают за другие («Девочки не ходят растрепанными», «Дерешься, как мальчишка!», «Мальчики не плачут, не реви, как девчонка!»). После 3 лет появляется потребность в общении со сверстниками, желание вместе играть (до этого общение в песочнице может сводиться к тому, что один у другого отнимает совочек). Тесно общаясь со сверстниками, дети рано или поздно понимают, что мальчики и девочки отличаются друг от друга не только одеждой и прической.

Чаще всего дети испытывают настоящее потрясение, обнаружив, что мальчики и девочки по-разному писают. С точки зрения моторики, координации движений девочки в этом возрасте ни в чем не уступают мальчикам, а порою даже превосходят их. И те и другие очень гордятся своими достижениями и периодически призывают взрослых констатировать их успехи («Посмотри, куда я залез!», «Посмотри, как я кружусь!», «Вон как далеко я прыгнул!»). Мальчики к тому же очень ловко писают. Замечая, что девочки писают сидя, они испытывают удивление, подобное тому, которое возникает у девочек при виде писающего стоя мальчика. Обнаруживая такую способность, девочки удивляются, пытаются также писать стоя, но у них это очень плохо получается. Иногда они воспринимают такое «преимущество» мальчиков как несправедливость. Именно эти открытия вызывают повышенный интерес к устройству своего и чужого тела, к половым органам, к тайне рождения. Интерес проявляется в соответствующих вопросах, в подглядывании, служит мотивом к организации совместных игр мальчиков и девочек, сопровождаемых обнажением, исследованием половых органов друг друга.

Осознание того, что у мальчиков и девочек половые органы устроены по-разному, приводит к развитию у детей стыда наготы, удивительному и свойственному только людям психическому феномену. По мере того как ребенок растет, проявления стыда наготы меняются, становятся более очерченными. Однако уже во время первых игр с обнажением перед сверстником противоположного пола у ребенка возникают сильные переживания. Сексуальные игры детей носят тайный характер, проникнуты тревожащими эротическими переживаниями. Дети очень боятся быть застигнутыми во время этих занятий. И не напрасно. Взрослые, как правило, испытывают в подобной ситуации негативные эмоции и растерянность. Если родители застали ребенка за такой игрой, следует прервать ее и выразить свое отрицательное отношение к происходящему, но без сильных эмоций, чтобы не напугать ребенка. Это будет способствовать укреплению телесных границ, что необходимо для нормального психосексуального развития. Подобные игры с обнажением обычно длятся недолго и заканчиваются, когда детское любопытство удовлетворено.

alt

Игорь Добряков — кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Член редакционных советов журналов «Перинатальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Детская медицина Северо-Запада». Автор десятков научных работ, а также соавтор книг «Развитие личности ребенка от рождения до года» (Рама Паблишинг, 2010), «Детская психиатрия» (Питер, 2005), «Психология здоровья».

Сексуальные игры маленьких детей

Согласно исследованиям американских ученых, основанных на показаниях родителей, 76% мальчиков и 83% девочек дошкольного возраста принимали участие в сексуальных играх*. В большинстве случаев партнёрами в таких играх были братья и сёстры. Если разница в возрасте братьев и сестёр велика, то инициатором игр является старший. Иногда младший насильно вовлекается в подобную игру или соглашается участвовать в ней за какую-нибудь награду (игрушку, сладости). Если разница в возрасте невелика, то участие в сексуальных играх может быть добровольным и в подходящих условиях (например, спальня на двоих) они могут продолжаться долго, принимать всё более брутальный характер.

Как правило, все дети участвуют в подобных сексуальных экспериментах, но при воспитании в гармоничной семье такие игры скорее эпизодичны. Ребенок, воспитывающийся в атмосфере, стимулирующей его сексуальность (возможность наблюдать за сексуальным поведением взрослых, сексуальный интерес к ребенку с их стороны, доступность порноизданий, порнофильмов) склонен регулярно организовывать сексуальные игры, вовлекать в них других детей, усложнять игры вплоть до попыток совершения половых актов. Такие дети имеют повышенный риск оказаться жертвой порнодельцов, педофилов.

Неудобные вопросы

Замешательство могут вызывать вопросы детей, касающиеся половой жизни. Отвечать на них не так трудно, как кажется. Достаточно говорить спокойно, откровенно, серьезно, понятно, кратко, не смущаясь и не сопровождая ответ смехом и шутками. Если ребенок спрашивает мать: «А откуда я взялся в твоем животе?», можно сказать ему, например: «Мы с папой так любили друг друга, так хотели ребенка, что две наши клеточки слились и ты стал расти у меня в животе…» Возможно и продолжение диалога:

– А как я оттуда вылез?

– Внизу живота у женщины есть небольшое отверстие. Когда ребенку в животе становится тесно, оно расширяется, и малыш рождается на свет. Мы были так рады, когда ты родился! Ты был такой славный и забавный. Ничего еще не знал и не умел…

Иногда (впрочем, очень редко) ребенок может захотеть посмотреть на это отверстие. Но поскольку у него уже есть представления о чувстве стыда, его вполне устроит такой ответ: «Это невозможно. Ты же знаешь, что на теле есть места, которые стыдно показывать?»

Интерес к противоположному полу приводит к установлению особых отношений с теми самыми близкими членами семьи, которых дети пока что не стесняются. Девочки этого возраста очень хотят понравиться папам, им важно слышать, какие они красивые и любимые. Мальчики в этом возрасте проникаются особым отношением к маме, так как она самая близкая и родная им женщина. Многие мальчики заявляют маме: «Когда я вырасту, я на тебе женюсь!», и получают ответ: «А я уже замужем». Надо очень бережно и с уважением относиться к таким признаниям, избегать иронии и насмешек по поводу того, что дети в кого-то влюблены или кто-то любит их. Передавать такие слова другим людям, обсуждать с ними чувства ребенка — значит проявлять к нему неуважение: он может обидеться, замкнуться и больше не будет доверять родителям свои переживания.

Зоны риска

Если ребенок чувствует, что им недовольны, что он не оправдывает надежд родителей, если родители при нем постоянно ссорятся, а их воспитательные методы несовместимы друг с другом, то ребенку очень тревожно. При этом между ребенком и родителем противоположного пола могут возникнуть отношения соперничества: отец может начать ревновать к сыну свою жену, мать — ревновать дочь к мужу. Подобные ситуации являются ситуациями риска возникновения нарушений психосексуального развития ребенка, так как будут затруднять процессы сепарации (отделения) ребенка от одного из родителей, ухудшать его отношения с другими. При возникающей супружеской дисгармонии мать или отец, испытывая сексуальную неудовлетворенность, дефицит положительных эмоций, будут бессознательно компенсировать их за счет ребенка противоположного пола, препятствуя тем самым становлению его телесных границ. Так, например, мать может предпочитать спать не с мужем, а с сыном, не считаться с его стыдливостью в ванной:

– Что я там у тебя не видела? Не нужно меня стесняться, я же мама!

Гармоничные отношения в семье, тёплая эмоциональная атмосфера, внимательное, уважительное отношение к детям, удовлетворение их жажды получения впечатлений — залог нормального психосексуального развития.

* R. Goldman, J. Goldman «Sources of sex information for Australian, English, North American and Swedish children». Journal of Psychology, 1981, № 109.

* У. Мастерc, В. Джонсон, Р. Колодни «Основы сексологии» (Мир, 1998).

Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.