Игроки за столом
Фото
Getty Images

Эссен не самый знаменитый из немецких городов. Но для стремительно растущей армии любителей настольных игр это настоящий рай. Каждый год осенью здесь проводится международная выставка настольных игр International Spieltage, или просто Spiel, собирающая как игроков, так и издателей игр со всего мира. Это один из крупнейших игровых фестивалей в мире.

В этом году за четыре дня на Spiel побывали около 160 000 человек. Они смогли увидеть и опробовать более 850 настольных, карточных и ролевых игр, в том числе долгожданную версию «Magic: The Gathering». Изначально это была популярнейшая карточная игра, выпущенная в 1993 году, в которой игроки выступают в роли волшебников, сражающихся друг с другом. Теперь же она представлена в виде настольной игры.

Завершился фестиваль самым масштабным на сегодняшний день игровым турниром. В честь 20-летнего юбилея игры «The Settlers of Catan» в нее одновременно сыграли около тысячи человек.

Рынок настольных игр переживает сегодня необычайный подъем. По данным консалтинговой компании IСv2, его объем только в США и Канаде составляет около 880 млн долларов. Его ежегодный рост в последние пять лет выражается двузначными цифрами, говорит глава IСv2 Милтон Грипп (Milton Griepp). На фестивале в Эссене были представлены и детские игры, однако большинство потребителей настольных игр все-таки взрослые. Сегодня можно найти игры на любой вкус: от Fluxx, легкомысленной карточной игры, где правила меняются на протяжении всей партии, до Power Grid, исключительно каверзной бизнес-игры, где игроки выступают в роли олигархов — владельцев энергетических компаний, или головоломок типа рисованной Twilight Imperium, где вам нужно обеспечить лидерство своей цивилизации в масштабах галактики.

Стив Бакмастер (Steve Buckmaster) из британской компании Esdevium Games говорит, что видеоигры (особенно мобильные версии) не только не отвлекают людей от настольных, а, наоборот, расширяют аудиторию игроков. Появление компьютерной версии популярной игры только повышает продажи ее настольного аналога. Интернет помогает игрокам устраивать встречи и турниры в реале, а площадки для краудфандинга типа Kickstarter облегчают старт начинающим дизайнерам игр. Те, в свою очередь, все больше задействуют в играх компьютерные технологии. Так, например, в Х-COM, настольной версии популярных компьютерных игр, за инопланетных врагов «играет» приложение к смартфону.

Тем временем традиционные магазины, торгующие настольными играми, адаптируются к новой ситуации: они организуют турниры и предоставляют игрокам возможность встретиться лицом к лицу, которой не хватает в онлайн играх. Если раньше считалось, что фэнтези и пришельцами интересуются только чудаки и неудачники, то теперь, на фоне повального увлечения «Игрой престолов» и фильмами про супергероев, это хобби вполне вписывается в мейнстрим.

Что же происходит с миллионами взрослых людей? Может быть, в мире началась эпидемия инфантилизма? Ведь еще недавно считалось, что игры — это удел детей, а увлеченно играющий взрослый вызывал насмешки. Многие из нас продолжают думать, что все это глупости, баловство и пустая трата времени.

С таким подходом категорически не согласен психиатр Стюарт Браун, посвятивший жизнь исследованию игры в жизни человека. Вот его мнение1.

1. «Я собрал и проанализировал тысячи случаев из практики, которые называю «игровыми историями». И обнаружил, что, возможно, один из ключевых факторов полноценного человеческого существования — вспомнить, что такое игра, и сделать ее частью повседневной жизни. Но умение играть необходимо не только для счастья, но и для поддержания социальных отношений, креативности, создания инноваций.
Если это покажется вам слишком смелым заявлением, подумайте, на что был бы похож мир без игры. Это был бы не просто мир без детских игр и спорта. Жизнь без игры — это жизнь без книг, фильмов, изобразительного искусства, музыки, драмы. Представьте мир, в котором никто не флиртует, не мечтает, не шутит и не иронизирует. Это было бы довольно мрачное место. В широком смысле игра — то, что поднимает людей над прозой жизни. Я иногда сравниваю ее с кислородом — она повсюду, но чаще всего ее не замечают или не ценят, пока не лишатся».

2. «Если мы перестаем играть, то разделяем судьбу всех животных, которые перерастают игру. Наше поведение становится фиксированным. Нам неинтересны новые вещи. Мы находим меньше возможностей получать удовольствие от мира вокруг. Прекращая играть, мы прекращаем развиваться».

3. «Игра — это лучший инструмент природы для создания новых нейронных сетей и разрешения когнитивных трудностей. Способность создавать новые модели, находить необычное в рутинном, загораться любопытством, подмечать детали — всему этому способствует состояние игры.
Когда мы играем, дилеммы и сложные задачи естественным образом фильтруются сквозь наше бессознательное и разрешаются сами. Довольно часто люди возвращаются после игры не только взбодрившимися, но и со свежими идеями для работы».

4. «Мы сформированы игрой и с ее помощью развиваемся и приспосабливаемся к переменам. Она способна содействовать инновациям и обеспечить нам многомиллиардные состояния. Но в конечном счете самый важный аспект игры — в том, что она позволяет найти глубинную связь с лучшим и в нас, и в других людях. Если ваше существование стало пустыней, игра его оживит.
Однако, как сказал Фрейд, главное в жизни — любовь и работа. Но все же игра выходит за их пределы, наполняет их яркими красками и останавливает стрелу времени. Игра — чистейшее выражение любви.
Когда достаточно много людей признaет заслуженный статус игры в нашей жизни, мир станет лучше».

5. «Найдите игру, которая будет питать вашу душу; создайте обстановку, в которой люди будут понимать ваши потребности; существуйте в ней и следите, чтобы в жизни всегда было достаточно игры — это должно быть одним из ваших приоритетов».


1 С. Браун, К. Воган «Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье» (Манн, Иванов и Фербер, 2015).