alt
Фото
Getty Images

Историк и преподаватель Кен Бэйн (Ken Bain) написал книгу под названием «Что делают лучшие студенты», в которой представлен план, как извлечь максимум из пребывания в учебном заведении – неважно, насколько оно престижно. Он выделяет три типичных подхода учащихся к образованию. При поверхностном подходе студент делает самый минимум, чтобы получать хотя бы удовлетворительные оценки. Те, кто подходят стратегически, стремятся получать высокие оценки, но не настоящее понимание. Наконец, глубокий подход позволяет получить полноценное образование. На основе историй реальных людей автор выделил несколько ключевых стратегий глубокого подхода к учебе.

Не гнаться за оценками, а заниматься любимым делом

Известный астрофизик Нил Деграсс Тайсон (Neil deGrasse Tyson), рассказывает, что в колледже его мотивировало любопытство, интерес и восхищение, а не погоня за оценками. «В будущем никто вас не спросит, какие были оценки, – говорит Тайсон. – По моему опыту, амбиции и инновации всегда важнее».

Спокойно относиться к неудачам

В студенческие годы знаменитый комик Стивен Колбер (Stephen Colbert) начал выступать в театре импровизаций в Чикаго. Он понял для себя много нового: «Нужно спокойно относиться к провалам. Их надо даже полюбить. Импровизация хорошо этому учит. Тут никогда не удастся каждый раз хорошо выступать».

Найти свой интерес

Профессор Элиза Но (Eliza Noh), изучающая жизнь американцев азиатского происхождения, на втором году обучения выбрала себе курс о власти в обществе – кто ею обладает и как ей пользуется. «Этот курс открыл мне глаза. Впервые я поняла, что то, чему я учусь, может иметь прямое отношение к моей жизни и моим интересам. Я не просто слушала лекции, а начала задавать вопросы и углубленно изучать определенные темы, основываясь на своем реальном жизненном опыте», – рассказывает она.

Активно читать и размышлять

Дин Бейкер (Dean Baker), один из немногих экономистов, предсказавших кризис 2008 года, еще в колледже заинтересовался, как экономические факторы меняют жизни людей. Он постоянно переосмысливал свои убеждения и ставил новые вопросы. Изучая литературу, он всегда активно отслеживал применяемые автором аргументы и приводимые доказательства.

Ставить глобальные вопросы

Инженер Джефф Хокинс (Jeff Hawkins), создатель первого мобильного компьютера, организовал свой учебный процесс в колледже вокруг четырех главных вопросов, которые его интересовали. Почему что-то существует? Если Вселенная существует, то почему именно с этими законами физики? Почему существует жизнь и какова ее природа? Если существует жизнь, то какова природа разума? Простых ответов на эти вопросы нет, их не посмотришь в учебнике или справочнике.

Студенческая жизнь: как лучше провести время

Г. Эванс «Играй как мужчина, выигрывай как женщина. Мужские секреты достижения успеха, которые должна знать каждая женщина»

Для одних будущее наступает через полтора года. Для других — через 15 лет. Одни играют, чтобы выигрывать. Другие — чтобы продолжать игру. Одни создали бизнес. Другие в него пришли… и начали испытывать трудности. Потому что «другие» устроены по-другому: они женщины. А «одни» — это мужчины.

Развивать эмпатию и сочувствие к другим

Рейна Гранде (Reyna Grande), автор романов «Через сотню гор» и «Танцы с бабочками», всерьез начала писать на первом курсе. Сочинение историй помогло ей научиться сочувствовать своим персонажам, этот навык она смогла перенести и в реальную жизнь. «Как писатель, я должна понимать мотивацию персонажей, а реальных людей я вижу как персонажей в истории самой жизни, – говорит она. – Когда кто-то совершает ошибки, я всегда ищу причины, заставившие их так поступить».

Ставить цели и воплощать их в жизнь

Тиа Фуллер (Tia Fuller), ставшая известной саксофонисткой, начала планировать будущее еще в колледже, подробно представляя успешное достижение своих целей. «Я была сосредоточена на свете в конце туннеля и на том, что будет для меня значить каждое достижение. Это помогло мне научиться ясно видеть перспективы», – рассказывает она.

Найти способ помочь

Джоэль Фейнман (Joel Feinman) занимается юридической помощью для бедных. Он выбрал этот путь еще в колледже, прочитав книгу «Бойня в Эль Мозоте» о массовом убийстве деревенских жителей в Сальвадоре в 1981 году. Он написал и поставил в студенческом театре пьесу об этой трагедии и сам съездил в Сальвадор. После чего, как говорит Фейнман: «Я решил, что хочу помогать людям и принести немного справедливости в этот мир».

Подробнее см. K. Bain «What the Best College Students Do» (Belknap Press, 2012).