Танцующие девущки
Фото
Getty Images

Принадлежность к тому или иному полу – повод для страстных дискуссий, в которых сломано множество копий. Речь не о физиологии, конечно, – с ней-то все ясно, а о психологическом ощущении себя женщиной или мужчиной и соответствующих социальных ролях. Со всеми вытекающими привычками и страхами, слабостями и достоинствами. Гендерная теория (причем очень спорная), например, утверждает абсолютную независимость социальных ролей от анатомии. Согласно этой теории, которой придерживается философ Джудит Батлер (Judith Butler), мы можем, вне зависимости от того, родились мы мужчиной или женщиной, носить в обществе, как на маскараде, либо мужской, либо женский «костюм»1. С другой стороны, сторонники «биологического» подхода склонны преувеличивать роль гормонов, только к ним и сводя сущность мужского и женского начал2. Психоанализ, располагаясь между этими двумя крайностями – культурой и биологией, – утверждает существование бессознательного, которое и определяет наше поведение в соответствии с полом. Психоаналитический подход позволяет описать женскую идентичность, которая рождается как результат действия бессознательного, разного у мальчиков и девочек, не ограничивая женское начало какими-то априорными рамками. Впрочем, психоаналитик Жак Лакан (Jacques Lacan) утверждал, что «женщины не существует»3. Имея в виду, что не существует некой единой, универсальной идеи женщины, высшей женской сущности. Есть лишь отдельные женщины. Разумеется, за эти слова ему крепко досталось от сторонников (и особенно сторонниц) равноправия полов. В защиту Лакана можно сказать, что он вообще отказывал в существовании многим явлениям. Говоря, например, что сексуальных отношений не существует как модели – и люди, в них вступающие, каждый раз изобретают все заново.

«Ты же девочка!»

Трудно сказать, насколько Лакан был прав по поводу секса. Но если говорить о женщинах, то нельзя не признать, что у нас безусловно есть общие черты. Склонность пренебрегать своими потребностями ради потребностей близких, обесценивание своих навыков и способностей на работе, постоянная неудовлетворенность собственной внешностью… Откуда все это, если не от несуществующей высшей и универсальной модели? «Из бессознательного, – уверен психоаналитик Серж Эфез (Serge Hefez). – Оно наполнено эмоциональными связями, которые мы выстраиваем с теми, к кому привязаны больше всего. Оно диктует женщинам готовность жертвовать своими интересами, идущую от неспособности полностью отделиться от матери». И оно же всю жизнь заставляет нас тянуться к недостижимому образу прекрасной матери – неважно, какой та на самом деле была.

«Оно диктует женщине готовность жертвовать своими интересами»

Разумеется, можно попробовать объяснить все то же самое воспитанием. С самого детства взрослые воспринимают мальчиков и девочек по-разному. Их держат на руках по-разному, с ними говорят и их кормят по-разному. С мальчиками разговаривают более суровым тоном, тогда как с девочками принято сюсюкаться. Мальчиков воспитывают самостоятельными и решительными, а девочек – нежными и внимательными к близким. Все верно, но почему родители их так воспитывают? Прежде всего, потому что и самих родителей воспитывали так же. И где-то в самом начале этой цепочки поколений стоят вовсе не учебники по воспитанию, а некое первичное безотчетное знание о том, какой должна быть девочка. «Подобные сценарии, – говорит Серж Эфез, – основа нашего бессознательного. Опыт предков и собственного взросления влияет на нас и на то, как мы воспитываем своих детей».

Анатомия – это судьба?

И все же способность женщины к сопереживанию объясняется не сюсюканьем в детстве, а прежде всего ее бессознательным, подчеркивает психоаналитик Андрей Россохин. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, утверждал, что наше бессознательное определяется некоторым набором представлений, которые возникают из-за разницы в строении полов: «Анатомия – это судьба». Мысль о том, как определяют нас видимый пенис или спрятанная в глубине вагина, кажется гениальной в своей простоте и очевидности. Женщины склонны к анализу внутреннего мира, они принимают другого человека своим телом, мужчины же нацелены на внешнее, они стремятся завоевывать, проникать (подробнее см. на следующей странице).

Сегодня этот взгляд может казаться несколько упрощенным. «Фрейдовские попытки вывести психические различия из анатомии были обусловлены механистическим характером науки XIX века, – считает юнгианский аналитик Лев Хегай. – Фрейд пытался найти основание своей психологии в биологии. Сегодня психология не нуждается в подкреплении своего авторитета через обращение к естественным наукам».

Сторонники гендерной теории видят причину различий мужской и женской ролей не в анатомии, а скорее в идеологии. Джудит Батлер подчеркивает, что на идентичность общество влияет гораздо сильнее, чем физические различия. По ее мнению, наше поведение очень отдаленно связано со строением половых органов. И качества, которые приписываются женщинам – открытость, эмпатия, пассивность, – являются следствием идеологических мотивов. Навязывая женщинам уязвимость, общество акцентирует отношения силы между полами.

«На самом деле для Фрейда не существовало истинно мужского или истинно женского бессознательного, – рассказывает Серж Эфез. – Вернее было бы сказать, что в нашем сознании импульсы организуются вокруг противопоставления активного и пассивного начал, которые сосуществуют в каждом. Мальчиков учат подавлять пассивное начало и развивать активное, а девочек – наоборот. С этой точки зрения формирование идентичности происходит не в результате созидания, а скорее наоборот, в результате отчуждения».

Скрытые силы

Эта идея универсальной идентичности, которая возникает еще до формирования женских или мужских черт, ярко выражена в работах Карла Густава Юнга. Именно ему мы обязаны предположением о существовании коллективного бессознательного. Он называл его коллективным, потому что в отличие от личностного бессознательного оно состоит не из индивидуальных, более или менее уникальных элементов, а из элементов универсальных. «Они присутствуют во всех культурах и во все времена, – рассказывает Лев Хегай. – Различия в психологии мужчин и женщин сильно зависят от этих бессознательных моделей. Именно из-за их влияния некоторые мужчины ведут себя агрессивно, а женщины стараются демонстрировать пассивность. Что не означает, что по своей природе мужчины агрессивнее женщин».

«Пассивность женщин может быть результатом влияния архетипов»

Особенно сильное влияние на женщин оказывают, естественно, женские архетипы. «В первую очередь это архетип Великой Матери, первичный источник энергии, безгранично доброй и в то же время не-сущей разрушение, которая появляется в образе женских божеств в религиях наших предков и в наших олицетворениях природы, – отмечает психолог Лисбет фон Бенедек (Lisbeth von Benedeck). – Другие представления о женском начале отсылают нас к иным олицетворениям женского, которые могут возникать в нас, – дикарка, соблазнительница, амазонка, женщина-мудрец».

В бессознательном каждого человека присутствует архетип противоположного пола, утверждал Юнг. Так, анимус составляет часть женского бессознательного, а анима – часть мужского. Они выступают как элементы психической компенсации по отношению к нашей сексуальной идентичности. И если мы не осознаем, как на нас влияют эти архетипы, то приписываем противоположному полу некоторые недостатки. Если же мы, напротив, принимаем их, то анима делает мужчин более чуткими, а анимус женщин – более инициативными, способными анализировать и действовать. «Женщине полезно обращать внимание на мужчин, которые ей симпатичны или, наоборот, раздражают, присмотреться к мужчинам, которые ей снятся», – советует Лисбет фон Бенедек. – Это проекции ее анимуса, знаки того, что часть ее сознания ищет способа реализоваться».

Признать другого в себе

Осознать и принять в своей психике начало противоположного пола – нелегкая задача. А сегодня, когда многие представления о мужском и женском признаны устаревшими, а признание равенства полов вменяется чуть ли не в обязанность, – нелегкая вдвойне. «Во время сессий я часто замечаю этот внутренний конфликт, – рассказывает Серж Эфез. – У женщины не получается быть хорошей матерью, женой и при этом жить полноценной сексуальной жизнью и развиваться в профессии. Женщины испытывают тревогу, чувство вины. Или они отрицают различия между мужчинами и женщинами, хотят жить как мужчины и не могут по-настоящему принять свою женственность». Психоаналитик настойчиво напоминает, что женщинам (как и мужчинам) важно развивать разные стороны своей идентичности и что для нее любовь и семья важны не меньше, чем профессиональный успех. Той же точки зрения придерживается Андрей Россохин. «В каждом из нас живет психическая бисексуальность, не имеющая ничего общего с физической, – замечает он. – И гармоничное развитие возможно только тогда, когда мы не страшимся этой части своего «Я», а принимаем ее – и учимся обращать себе во благо».

Об этом

  • «Психоаналитические этюды» Зигмунда Фрейда (Попурри, 2006);
  • «Психология бессознательного» Карла Густава Юнга (Канон+, Реабилитация, 2015);
  • «Бегущая с волками» Клариссы Эстес (София, 2011)

1 J. Butler «Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity» (Routledge, 2006).

2 Дж. Грэй «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» (София, 2014).

3 Ж. Лакан «Семинары. Книга 20. Еще» (Гнозис, 2011).