Мы и мода: как выбрать одежду и не изменить себе

Рассказать о себе, замаскироваться, поэкспериментировать с образами, начать с чистого листа... Это лишь немногие из причин, которые заставляют посвящать время, энергию и деньги выбору одежды. Однако наше отношение к тому, что мы носим, серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Ведь стилисты, которые дважды в год дарят идеи, предлагают не столько одежду, сколько варианты личности. Рассказывает философ Розелина Салеми.

«Мне нечего надеть». Сколько раз нам случалось не найти «ту самую» одежду для различных поводов, будь то вечеринка, деловой ужин или встреча с друзьями. Один наш взгляд безжалостно отвергает весь гардероб. Шкаф полон, и все же... не хватает именно той одежды, которая нужна сейчас. Если при этой душераздирающей сцене выбора еще и присутствует партнер, он не стесняясь подтрунивает. Он не понимает... Но мы знаем, что сейчас ни одна кофточка не выражает нашу сущность.

Речь может идти как о мгновении неуверенности, так и о настоящем кризисе, и такое психологическое состояние означает, что с нами что-то не так. Это значит, что в нас, возможно, что-то меняется, мы сами себе не нравимся или же мы в полной растерянности.

Вещи, которые мы еще вчера любили, сегодня больше не способны выразить нас. Великий семиотик Ролан Барт был прав, когда говорил: «Мода — это язык», а одежда — это слова, которые нам не удается произнести». Оказывается, что мода — точка пересечения глубинных и поверхностных желаний, требований, исходящих от социальной системы и воображения стилистов.

Это запутанный микс, который можно истолковать всего одним жестом, приняв нужное решение: «Вот наряд, который я хочу». И именно этим жестом мы, не зная того, приобретаем частицу нашей же личности. Как? Пять примеров.

1. Разная одежда подчеркивает разные стороны нашей индивидуальности

«Кто я? — смеется 28-летняя Марина. — Я секретарша в одном престижном агентстве с жесткой дисциплиной, и я обожаю строгие костюмы. Но в клубе или на дискотеке я совсем другая: мне нравится изображать женщину-вамп, может, я такая и есть. Со всеми этим стразами, декольте и туфлями на шпильках я чувствую себя в своей тарелке. Это здорово — быть множеством разных женщин».

У нашей индивидуальности много аспектов, и одежда это подчеркивает, а иногда и проясняет самые разные грани нашего «Я». Все это игра наших личностей и наших ролей в обществе, и не только: ведь еще Карл Густав Юнг понял, что мы носим социальную маску, чтобы подстроиться под общество. Однако общество меняется, и гардероб это демонстрирует.

Нет больше никакого диктата. Игра с одеждой и образами может оказаться забавной, интересной и даже освобождающей

«Иногда мы осознанно надеваем определенную маску, — объясняет социальный и клинический психолог Якопо Валли, — порой мы одеваемся соответственно тому, кто мы есть, а иногда наряжаемся в идеал нашего «Я». Мы выбираем платье или сумочку, которые приближают к той социальной группе, к которой хочется принадлежать. В эти моменты в нас действуют бессознательные механизмы: они заставляют нас выбрать что-то «анархическое», за рамками обычных канонов».

В этом нет ничего плохого. «Мода стала поисковой, — говорит социолог Франческо Мораче, основатель Future Concept Lab. — Нет больше никакого диктата. Игра с одеждой и образами может оказаться забавной, интересной и даже освободительной».

2. Одежда помогает нам в работе

«Я всегда одевалась экспромтом, иногда довольно повседневно, у меня не было времени изучать цвета и сочетания стилей, — рассказывает 36-летняя Елена. — И однажды поняла, что ошибалась. Моя коллега выглядит более эффектно благодаря тому, что хорошо разбирается в мире моды и умеет сочетать цвета. Это не одна я замечаю. Я начала с азов: серые или черные костюмы, небольшой акцент на голубом (мой любимый цвет), правильно подобранные аксессуары — и сразу почувствовала себя более уверенно. Появилась возможность выразить свою точку зрения. В моде я нашла союзника».

Так случается с женщинами, которые занимаются карьерой и большую часть времени находятся под пристальным вниманием окружающих. Так одежда передает идею профессионализма. Бывший спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси однажды так объяснила свой костюм от Armani: «Это способ делать что-то как мужчина, не притворяясь им». В этом заключается смысл понятия «power dressing».

Работающие женщины получают удовольствие от того, что их ум и характер как бы обрели облик в одежде

В разное время появлялись разные решения: сначала в моду вошли плечики (они имитировали мускулы и широкие плечи, которых у женщин нет), затем на первый план вышла женственность (вуали, короткие юбки), затем «power dressing» предложил строгие пиджаки и свитера из грубой шерсти.

Общество предлагает женщине возможность придать себе авторитетный образ. Сегодня в этом могут помочь самые разные комбинации: юбка средней длины (или по щиколотку) с офисной блузкой или брюки с черным пиджаком. Работающие женщины, уверяет социолог Франческо Мораче, «получают удовольствие от того, что их ум и характер может найти отражение в одежде».

3. «Я сменила гардероб, чтобы начать сначала»

«Мы с Михаилом расстались после пяти лет отношений. Было больно. Он сказал мне, что больше не может быть со слабой, неуверенной, нервной женщиной. Неужели я была такой? Я потратила год на то, чтобы «сбросить старую кожу» и сменить гардероб», — делится 29-летняя Ольга, с гордостью показывая свои фото «до» и «после». Раньше — повседневный обычный образ, сейчас — ухоженность и шик. «Я сама стала другой, — признается девушка, — и я почувствовала необходимость изменить и манеру одеваться».

Прощание с привычным, боль, своеобразный отказ от прошлого — именно с этим сталкивается 60% женщин, решивших сменить образ. «Это способ отказаться от той личности, что приносит страдания, и построить себе новую. Способ, который обеспечивает чудодейственный эффект», — подтверждает Франческо Мораче.

«После душевной травмы нам необходимо себя побаловать, — объясняет Якопо Валли, — и внешнее изменение может в этом помочь. Но может случиться и более глубинный отклик, восстановление некоей части себя, которая отрицалась во время жизни в паре. Разбитый человек вновь становится целым. Можно, например, носить одежду того цвета, который «ему» не нравился».

Николь Кидман после болезненного развода с Томом Крузом с иронией заявила: «Наконец-то я опять смогу носить высокие каблуки».

4. «Классика» придает нам уверенности

32-летняя Людмила не подвластна влиянию капризов модной индустрии. «У меня свой стиль, — говорит она, — классические костюмы, черное платье для работы, джинсы, поло и обычные свитера — для дома. С этими вещами я всегда чувствую себя на месте. Так одевалась моя мать, а до нее и моя бабушка. Меня не интересуют изменения в моде, я предпочитаю заботиться о качестве». Такое отношение к одежде, как у Людмилы, вполне присуще тем, кого не интересуют модные веяния.

«Это как если бы Людмила выбрала мундир или офицерскую форму, которая не воздействует на ее собственный выбор, — комментирует психолог Якопо Валли. — Это способ, с одной стороны, позволяющий объявить свою принадлежность к определенной социальной группе, а с другой — не рассказывать о себе, своих пристрастиях, индивидуальности».

«Тот, кто приобретает какую-либо вещь, даже самую простую, — уточняет Франческо Мораче, — испытывает определенное внешнее влияние и интерпретирует его. Так что способность выбирать одежду за пределами собственных стандартов не означает непоследовательность, наоборот — иллюстрирует уверенность в создании собственного стиля».

5. Мой шкаф — моя биография

«Я была подростком-бунтарем, космополиткой, очарованной другими культурами, сумбурной одиночкой, жертвой моды. Мой шкаф — это моя биография, — говорит 39-летняя Марина. — Сейчас я работаю, у меня семья. Из моды я беру частицы собственной индивидуальности, которую строю как хочу, смешивая и изобретая. Я использую моду как словарь, чтобы найти нужные слова».

Каждый период жизни приносит опыт. Примирившись с модой, свободные от строгих правил, мы понимаем, что вещь из далекого прошлого (винтаж) может вполне стать частью сегодняшнего гардероба. Внутри и вокруг нас происходила незаметная, бессловесная революция.

«Я больше не куплю одежду, чтобы поменять свою жизнь, — объясняет Марина, — но я куплю ее, чтобы выразить произошедшее со мной изменение, сказать что-то о себе. Я даже могу себе позволить «политеизм души», если использовать метафору американского психолога Джеймса Хиллмана, — я могу ощущать в себе множество богов, обитающих в глубине меня, и каждый из них найдет свое выражение. Платье Венеры (красный цвет), костюм Сатурна (черный) или Урана (воздушно-прохладный голубой)... Каждый из этих богов проясняет мой взгляд на мир».

Вопрос больше не в том, что модно в этом году, а в том, что похоже на меня. И тот, кто ответит на него, всегда найдет нужную вещь в своем шкафу.

Об авторе:

Розелина Салеми — доктор философии, публицист, журналист.