«Давайте в Zoom обсудим»: как захватить внимание публики
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Нюансы онлайна

Самое главное отличие виртуальной встречи от очной — соединение в прямом и переносном смысле. В онлайне роль технических накладок намного выше, чем в офлайне. Офлайн-встреча дает возможность общаться вживую, если сломался экран или проектор. А если в онлайне пропал интернет или даже звук, то мероприятие провалено.

К такому повороту событий нужно быть готовым и действовать по принципу «то, что нам мешает, то нам поможет». Например, в моей практике была ситуация, когда один из 700 участников вебинара, где я был спикером, включил воду на кухне и отошел от компьютера. Чтобы устранить проблему, техническим специалистам потребовалось три минуты. Эти три минуты показались мне вечностью.

Пока холодный пот проступал у меня на лбу, я старался сделать связку между технической накладкой и темой выступления: «Коллеги, прислушайтесь к потоку воды, который сейчас шумит у нас в ушах. Представьте, что это ваша речь — она льется плавно и мягко, и при этом…»

Хоть и со скрипом, но тогда у меня получилось повернуть проблему так, чтобы она стала работать «в плюс». Помогла техника три «О»: обрати внимание — обрадуйся — оберни в пользу. Сложнее всего в этом алгоритме именно обрадоваться. Но если это у вас получится, мозг придумает, что сказать дальше, — будьте уверены.

Доверие аудитории — показатель успеха выступления

Доверие и к онлайн-, и офлайн-спикеру складывается из одинаковых составляющих: симпатия, экспертность и искренность говорящего. Эти три показателя — как три множителя в произведении. Если какой-то из показателей падает до нуля, то доверие рушится.

Выступающий должен убедить аудиторию, что ему здесь нравится (симпатия). Слушатели в свою очередь должны поверить, что спикер знает, что делает (экспертность). И у него нет двойного дна или скрытой повестки — он точно такой, каким кажется — не больше и не меньше (честность).

Все эти три показателя транслируются как бы между строк, в неявном виде. Нельзя сказать прямо: «Вы должны доверять мне, потому что я…». Отсюда вопрос: что говорить, чтобы оставаться в контакте со своими слушателями?

Вызываем симпатию

Важно, чтобы она была двусторонней. Спикеру просто необходимо показать, что аудитория ему нравится. Всем своим видом он как бы отправляет метасообщение «Я вас вижу, и вы мне нравитесь».

Симпатия к людям должна «сквозить» в мимике, жестах, голосе. Когда слушатели чувствуют, что нравятся вам, срабатывает принцип взаимности. Они и сами начинают больше симпатизировать спикеру, а впоследствии и больше доверять. 

Транслируем экспертность

В онлайне человек, слушая спикера, зачастую занимается другими делами, например расчищает электронную почту. Поэтому стоит акцентировать внимание на голосе. Экспертный голос, в сравнении с неэкспертным, тихий, низкий и медленный.

Если хотите добавить веса своей речи, немного замедляйте речь и держите паузу. Сомерсет Моэм, писатель и драматург, говорил: «Чем больше артист — тем больше у него пауза». В онлайне пауза имеет особое значение. Поэтому говорите тише, ниже, медленнее и держите паузу.

Проявляем искренность

В дистанционных встречах сложно подменить понятия, сыграть в честность и пустить пыль в глаза. Когда выступление очное, то всегда есть антураж — одежда, место проведения мероприятия, фуршет и другие способы воздействия на людей. Перед экраном вы как на ладони, и даже дорогой костюм вас не спасет. Кроме того, он даже испортит впечатление.

В онлайне все неформальнее, интимнее. Люди хотят, чтобы вы говорили лично с ними, даже если по ту сторону экрана 200 человек. Исключите официоз, даже если вы говорите с многочисленной и статусной аудиторией. Ведь, скорее всего, эти «статусные» сидят где-нибудь в машине или дома в тапочках.

Говорите с ними как за чашкой чая — тет-а-тет, с глазу на глаз. Без фамильярности, но без официоза. Искренность проявляется через близость и самораскрытие. Чем больше вы откроетесь своей аудитории, тем больше она откроется вам.

Правило 5 секунд

В очном общении нужно пять-шесть минут, чтобы усыпить аудиторию. Добиться такого же эффекта на видеоконференции можно за пару секунд. Поэтому у спикера есть всего пять секунд в начале онлайн-выступления, чтобы произвести положительное впечатление о себе и заручиться интересом со стороны «зала».

Дело в том, что голос и мимика очень быстро передают наши эмоции, аудитория мгновенно считает волнение или негативный настрой спикера. А контролировать голос и мимику помогут только практика и подготовка. Но есть два упражнения, которые позволяют быстро настроиться на позитивный лад перед выступлением.

Настрой на позитив

  1. Подойти к зеркалу, хлопнуть в ладоши, потереть их с «аппетитом», посмотреть в отражение и произнести: «Родненькие вы мои!» В этот момент важно представлять людей, которые будут находиться по ту сторону экрана. Затем сделайте то же самое в глазок своей вебкамеры. Помогите себе увидеть живых людей по ту сторону этой черной безжизненной точки. 

  2. Представьте, что приходите на вечеринку и звоните в дверь. Вы улыбаетесь и показываете в глазок торт и шампанское, как бы говоря: «Открывайте ребята, это свои!» Хозяева за дверью вас узнают и с радостью открывают дверь. Только с таким настроем можно «начинать эфир» и доносить свой контент. 

«Пробивать» экран — это главное умение онлайн-спикера. Методы самонастройки «Родненькие вы мои!» и «Дверной глазок» помогают проникнуть по ту сторону экрана и стать эмоционально ближе к слушателям. 

Не страшно не ответить вопрос, страшно его не получить 

Спикер от слушателя всегда ждет обратной связи, вопросов и интереса — это неизменно в любом формате выступления. Основная сложность, которая только усугубляется в онлайне, — как вызвать эту реакцию с той стороны экрана и управлять ею. Эти вызовы еще несколько лет назад были просто неведомы. Теперь задача — прокачать свой онлайн-мускул, начать делать то, что раньше казалось ненужным.

Вызвать вопросы — это искусство. В этом нам помогает формула «буква П». 

Призыв

Четко объясните, какую реакцию вы хотите получить от слушателей. Например: «Положите руки на клавиатуру и напишите один вопрос о методе повышения продаж за 30 секунд». Такой призыв однозначно будет намного эффективнее, чем фраза «Есть вопросы, все понятно?». Точная и однозначная инструкция даст куда больше отклика. 

Пауза

После призыва стоит замолчать на 15 секунд. Вы наверняка замечали, что после вопроса спикер продолжает говорить, переживая, что его не будут слушать. Это создает ситуацию, когда слушателю некуда вставить свои «пять копеек».

Секунды паузы могут показаться минутами, но это время работает на спикера. Оно необходимо, чтобы люди по ту сторону экрана могли встрепенуться и отреагировать на возникшую вдруг тишину. Кстати, в этом шаге работает еще и техника дублирования, когда вы не только проговорили, но и написали инструкцию в чате и на слайде.  

«Подсадная утка»

Заранее попросите одного из слушателей отреагировать первым на ваш вопрос или инструкцию. Тогда запустится снежный ком и посыплются нужные вам реакции. Помните, что степень анонимности в онлайне очень высока, поэтому никто не хочет быть первым. А вот вторым, пятым, десятым быть гораздо легче.  

Пример

Если включены экраны, можно попросить аудиторию, например, помахать вам рукой или поставить реакцию в чате. Не дожидаясь ответа от слушателей, самостоятельно продемонстрируйте это действие. Люди охотнее следуют примеру, чем проявляют инициативу сами. 

Виртуализация общения перевернула все с ног на голову, сделав блестящих очных спикеров беспомощными в онлайне. Дистанционное общение в какой-то мере отбросило нас назад, приучив читать текст на бумаге, отключать видео и меньше уделять времени подготовке. Поэтому нам всем заново приходится осваивать навык вещания перед публикой, смотря в черный экран.

Сергей Кузин
Сергей Кузин

к. пс. н., бизнес-тренер, международный эксперт в области публичных выступлений, презентаций и работы с трудной аудиторией; сертифицированный член GSF