Все больше услуг образования переходит из очного режима в виртуальный, причем речь идет не только о дополнительных курсах, но и о полноценном вузовском обучении.
«Российский рынок дистанционных образовательных услуг в 2016 году составил 20,7 млрд рублей. По прогнозам аналитиков, эта цифра вырастет к 2021 году до 53,3 млрд рублей, — говорит инженерный психолог Денис Макархин. — При том что пока полноценно вовлечены в этот рынок лишь два десятка российских вузов, тогда как в мире практика онлайн-обучения развивается семимильными шагами».
Возможно, в традиционном образовании еще много ресурсов,и не стоит спешить за Европой и Америкой? Какие же плюсы и минусы у обеих форм?
Онлайн: за и против
Для усвоения материала, развития образного мышления дистанционное образование более эффективно, уверен психолог. Кроме того, мы можем получать знания в ведущих вузах мира, не покидая стены родного дома.
«Это дает колоссальный выбор для получения той информации, которая мне нужна. Не надо ждать, пока в Калининград или Ростов приедет профессор из Гарварда, что почти нереально. Я могу уже сейчас прослушать его лекции. У всех ведущих вузов мира на образовательных платформах есть свои программы онлайн-образования».
Но прежде чем принимать окончательное решение в пользу дистанционного обучения, стоит взвесить все за и против. У этой формы образования есть как преимущества, так и недостатки.
Онлайн-образование дает понимание новых компетенций и технологий
Хорошо, если политика вуза предусматривает систему прокторинга: когда вы можете прослушать теорию у лучшего преподавателя в другом вузе, сдать там дистанционно экзамен, и он зачтется в вашем институте. Выбор лучшей и наиболее интересной подачи информации — это первое преимущество.
Второй плюс — общение с единомышленниками. «Мы не только слушаем классных профессоров, но и общаемся в закрытых чатах. Нас ведут тьюторы, которые помогают разбираться с материалами, заданиями. Мы разговариваем и обмениваемся опытом с коллегами из любого города мира. Для нас в этом общении — открытость и безопасность. Представьте, если группа психологов или программистов из одного города соберется в аудитории, то они невольно станут конкурентами друг другу. В дистанционном общении я и психолог из Сиднея или Парижа — не конкуренты», — комментирует Денис Макархин.
И третье, пожалуй, самое важное преимущество онлайн-образования. Оно дает понимание новых компетенций и технологий. Например, психологи все больше уходят в консультирование по скайпу или zoom. Обучение в онлайн дает навыки, которые пригодятся специалисту в дальнейшем.
Но есть момент, который можно причислить как к плюсам, так и к минусам. Эффективное дистанционное образование невозможно без таких важных качеств, как дисциплина, целеустремленность. Если мы приходим на лекцию в аудиторию согласно расписанию, то нас это некоторым образом организует помимо нашей воли. В обучении онлайн важно самому себя организовать.
«Ты сам формируешь привычку каждый день решать тесты, делать задания. Вырабатываются точность, любознательность, ответственность, сила воли — четыре важных составляющих успеха современного человека, — поясняет психолог. — Если не сформирована привычка к онлайн-обучению, будет тяжело заставить себя решать тесты и слушать лекции».
Если что-то не получается — легко бросить и уйти. Нужно сформировать привычку учиться в таком режиме, набраться терпения и просить помощи тьютора, если он предусмотрен в программе.
Где же эмоции?
Некоторые студенты, попробовавшие онлайн-образование, жалуются на нехватку эмоциональной связи с группой или преподавателем. В аудитории часто сама атмосфера настраивает на интерес к учебе. Но здесь все зависит от формы дистанционного курса.
«В основном используются три вида, — рассказывает инженерный психолог. — Индивидуальное обучение по скайпу: преподаватель и студент разговаривают вживую, у них прямой контакт, они видят эмоции, жесты, слышат интонации, в любой момент могут задавать уточняющие вопросы. На мой взгляд, это самый эффективный способ.
Второй вид — слайдовые курсы. Материал дается в слайдах, иногда сопровождается закадровым голосом. Часто такие курсы универсальны, они не заточены под конкретную специализацию и целевую аудиторию, и в этом их минус.
Третий вид — массовые онлайн-курсы. Сюда относятся видеолекции, тесты. Это могут позволить себе крупные образовательные центры. Как правило, записывается маститый харизматичный спикер, дается интересно скомпонованный курс».
Человек будущего будет мультикоммуникабельным
Увы, лишь первый вариант предполагает эмоциональный обмен между преподавателем и слушателем. Иногда нехватку эмоциональной сферы восполняют одногруппники, с которыми отрабатываются парные задания, или тьютор. Но стоит ли ставить во главу угла именно этот аспект — не ценнее ли полученное знание?
Ведь для эмоциональной подпитки есть другие места и сферы жизни. Или же без эмоций мы становимся роботами? Как дистанционное обучение меняет нашу психику?
Цифровой ДНК
Сейчас все больше бизнес-коммуникаций уходит в интернет. Мы почти не говорим по телефону — обмениваемся письмами, текстовыми и голосовыми сообщениями.
«Обучение онлайн формирует необходимые компетенции для нашей адаптации в современной среде.
Каким будет человек будущего? Мультикоммуникабельным.
С одной стороны, есть риск, что он настолько уйдет в онлайн-контакт, что ему будет лень выходить наружу, встречаться с реальными людьми, пить кофе в компании друзей. Даже еду сейчас можно заказать через интернет. Можно существовать дома в автономном режиме, не выходя за его пределы.
С другой стороны, есть вторая крайность: немало тех. кто отрицает виртуальность и продолжает жить исключительно оффлайн.
Нужно найти золотую середину. Мы должны быть интегрированы в мировую экономику. Мы должны учиться по скайпу, общаться с коллегами, консультировать других как профи и брать консультации разных специалистов через интернет», — говорит Денис Макархин.
Современные технологии, хотим мы или нет, развиваются и ставят нас в новые условия. Мы либо попадаем в это будущее, подхватывая его требования, либо остаемся за его пределами. Поколение рожденных после 2000 года уже давно активно использует возможности виртуального мира. И мы можем общаться с детьми и воспитывать их через те же соцсети, скидывая полезные ссылки, публикуя посты, которые научат их больше, чем нотация на кухне.
Человек будущего — тот, кто понимает, что такое цифровой мир, он формирует у себя другие программы восприятия информации, поведения, взаимодействует с техникой. Цифровой мир пронизывает нашу жизнь. Мы общаемся с другими в виртуальности, там же строим отношения с государством, оплачивая счета, налоги, оформляя заявки и покупки.
«Мы активно интегрируемся в виртуальную коммуникацию. Существует такое понятие — цифровой ДНК. Это наши персональные данные и наше поведение в онлайн-мире: что мы покупаем, какими ресурсами пользуемся, какие запросы в браузере делаем, на что кликаем при попадании на сайт или в соцсети. С одной стороны, можем благодаря этому лучше понимать себя и других. С другой, есть опасность, что крупные корпорации, владея этой информацией, будут навязывать нам определенные алгоритмы поведения, убеждений и выбора. И к этому нужно быть готовыми».
Любознательность позволяет нам искать новое, постоянно совершенствоваться
И чем лучше мы будем владеть навыками веб-серфинга, тем лучше будем подкованы в вопросах безопасности.
«Один из моих менторов сформировал гипотезу: у человека есть 4 основные личные силы — точность, воля, любознательность и ответственность. Коммуникация по интернету формирует эти качества. Если вы не сможете осваивать новые технологии, вы не сможете общаться. Воля позволяет нам каждый день учиться, совершать какие-то действия, заставляет выходить из дома. Придумать идею для общения — тоже труд, тоже волевое решение. Мы несем ответственность за решения и действия: выполнить и сдать задание вовремя или посмотреть кино. Точность — широкое понятие, включающее и точность формулировок, которыми мы общаемся с другими. Как мы пишем сообщения, как и когда мы выходим в интернет? Любознательность позволяет нам искать новое, постоянно совершенствоваться».
Эти важные качества формируются в общении по интернету, и мы можем перенести их в реальную жизнь, отношения и работу.
Об эксперте
Денис Макархин — инженерный психолог, профконсультант, бизнес-тренер, тьютор Московской бизнес-школы.