Дивный новый мир: когда закончится эра онлайн-образования
Фото
Getty Images

Революцию в мире онлайн-образования спровоцировала пандемия коронавируса. Традиционные институты оказались не готовы к переходу на дистанционный режим работы, а сфера EdTech легко заменила классические учреждения.

Если проанализировать данные образовательных платформ, можно заметить, что за последние два года их посещаемость выросла в среднем в 8 раз. И если изначальный рост был обусловлен жесткими ограничениями и изоляцией, то сейчас на интерес к дистанционному обучению влияют другие факторы. Какие?

Это доступно каждому

Хорошее высшее образование позволить себе может не каждый. Чем дальше от крупного города живет потенциальный абитуриент, тем меньше у него возможностей для получения действительно качественных знаний. На это влияет множество факторов: недостаток учителей, плохие условия обучения, устаревшая программа. Онлайн-школы позволяют получить не только точечные навыки, но и разобраться с целой профессией с нуля. Главное — иметь доступ в интернет и желание учиться. Вы можете учиться, не теряя текущей работы и даже находясь в декретном отпуске.

Кроме того, образование онлайн обходится в среднем в два раза дешевле, чем год обучения в любом вузе страны. Цены на разных платформах варьируются, большинство предлагает вариант рассрочки. При этом онлайн-курс доступен в течение нескольких лет, часто в подарок ученик получает бонусы в виде дополнительных материалов. 

Формат, который подстроится под вас

Перенасыщение информацией повлияло на способ ее восприятия. Сейчас все мы, вне зависимости от возраста, — обладатели клипового мышления. Это значит, что лучше всего мы концентрируемся на предмете кратко и точечно. Именно по этой причине многим стало трудно читать книги. Социальные сети «убили» наш навык концентрации, а вместе с ним — традиционные полуторачасовые лекции. 

Дистанционные школы в свою очередь предлагают короткие уроки, время которых не привязано к четкому расписанию. По данным EdMarket Research, самые популярные форматы онлайн-занятий:

  • видеоуроки с сопровождением преподавателя;

  • заранее записанные лекции и последующая проверка домашней работы куратором;

  • формат практики, когда человек сразу же применяет полученные навыки.

При этом абитуриент всегда может остановить занятие и вернуться к нему позже.

Поддержка государства

Присутствие онлайн-школ в информационном поле не отменяет существования традиционных институтов, но в сохранившихся условиях пандемии вторые перешли на гибридный формат работы. Однако перестроиться быстро школы до сих пор не могут, о перебоях в системе сообщают ученики.

В связи с этим 1 января 2021 года Постановлением Правительства Российской Федерации было принято Положение о лицензировании образовательной деятельности. Этот документ дает возможность получить лицензию на проведение образовательной деятельности существующим онлайн-школам с отлаженной системой работы.

Общение, которое соответствует времени

Безусловно, возникает вопрос о социализации и обмене опытом. У абитуриентов действительно растет запрос на формирование сообщества, внутри которого люди могут обмениваться знаниями. Поэтому дистанционное обучение насыщено коммуникацией с учителями и наставниками, общими конференциями, работой в команде, воркшопами и практиками. 

Людям, которые идут на курсы повышения квалификации или переквалификации, наставники организовывают общение с работодателями и профессиональный нетворкинг. Все чаще в программы включают психологическое сопровождение и коучинг, который помогает преодолевать барьеры в общении.

Болевые точки

Согласно исследованию 2015 года, средний процент тех, кто закончил массовые открытые онлайн-курсы, составил приблизительно 15%. Во время пандемии процент завершивших курс абитуриентов вырос, однако он даже не равен половине зачисленных.

Это говорит о том, что в середине пути мотивация ученика падает. По этой причине главными приоритетами в 2022 году станет поиск инструментов вовлеченности.

EdTech — это не просто индустрия образования, это индустрия технологий будущего, которая будет менять процесс получения знаний. Сейчас эта сфера переживает период становления, но, чтобы закрепить успехи, нам предстоит много работы — именно в сфере Tech. Потому что создать платформу с курсами — это довольно легко, а внедрить в нее новые технологии и завладеть вниманием ученика гораздо сложнее.

Выводы

Эра образования только началась и, судя по всему, заканчиваться не собирается. Опыт традиционных институтов показал необходимость постоянно менять форматы курсов, подстраиваясь под запросы учеников, и делать образование максимально персонализированным. Интересы слушателей меняются, вместе с ними меняется и рынок. А значит, спрос на онлайн-образование упадет лишь в том случае, если рынок вовремя не откликнется на запрос потребителя.

Мила Семешкина
Мила Семешкина

Основательница и CEO Lectera.com, эксперт по быстрому и эффективному обучению, создатель десятков обучающих программ, автор книги «Учись или уходи с рынка», которая была переведена на пять языков.