Кадр из фильма «Долгая прогулка»
Фильм «Долгая прогулка» стал одной из самых заметных кинопремьер осени 2025 года — на платформе IMDB его рейтинг составил 7,3 балла, а на агрегатор Rotten Tomatoes зрители оценили его «свежесть» на внушительные 89%. Столь же высокие оценки получили и другие фильмы в этом жанре, вышедшие в этом году — например, «Одно целое», который рассказывал о созависимости между партнерами и вызвал восторг как у любителей хорроров, так и у кинокритиков по всему миру.
Основой фильма «Долгая прогулка» стал одноименный роман Стивена Кинга. По сюжету, несколько молодых людей принимают участие в соревновании, где им необходимо как можно дольше идти пешком с определенной скоростью. Выбывшие участники погибают, а победителем может стать только один. Режиссером фильма выступил Фрэнсис Лоуренс, ранее работавший над экранизацией «Голодных игр», где пост-военное будущее, как и в «Долгой прогулке», показано как тоталитарное. Главные роли в фильме исполнили Купер Хоффман, Дэвид Джонссон, Гарретт Вэрэйнг и Тут Ньюот.
Как в других хоррорах, «Долгая прогулка» на самом деле несет в себе любопытные психологические смыслы. Чтобы разобраться в них, Psychologies решил обратиться к Анне Плескевич — психологу и специалисту психологической платформы Alter, которая посмотрела этот фильм и объяснила его главные идеи.
Психологический разбор фильма «Долгая прогулка»

Клинический психолог, перинатальный психолог, специалист психологической платформы Alter
О чем «Долгая прогулка» на самом деле
«Долгая прогулка» — это фильм, демонстрирующий, что в экстремальных условиях человек сталкивается не только с правилами системы, но и с главными вопросами собственной идентичности, морального выбора и верности своим ценностям.
Фильм обращается к глубинной экзистенциальной тревоге: каждый человек совершает собственную «долгую прогулку», не зная ее финала, но питая иллюзию контроля над происходящим. В условиях тотального стресса и постоянной угрозы смерти проявляются глубинные механизмы психики: герои фильма участвуют в изнуряющей гонке, сталкиваясь со стадиями принятия неизбежного (отрицание — гнев — торг — депрессия — смирение, по Элизабет Кюблер-Росс).
За внешней бесчеловечностью формата (победителем станет только один, остальные погибнут) исследуется искусственное разрушение человеческой дружбы, непосредственной поддержки, эмпатии. Каждый раз, когда кто-то сходит с дистанции и погибает, происходит крушение очередной иллюзии: дружбы, силы воли, справедливости.
Добровольное участие в прогулке — типичный пример «ложного выбора»
Вступая в соревнование, герои надеются обрести успех (материальный приз), не осознавая, какую реальную цену за это придется заплатить. Это можно считать аллегорией современного общества, в котором молодые люди вступают в гонку за признанием, статусом, благополучием, даже если эта гонка возможна лишь за счет разрушения себя и ближнего.
Но, несмотря на жестокость происходящего, герои фильма все равно поддерживают друг друга — и эта дружба позволяет хотя бы на какое-то время справляться с экстремальными обстоятельствами. Именно человечность, сплоченность, поиск смыслов и поддержка становятся ключевыми темами фильма.
Кадр из фильма «Долгая прогулка»
Психологические портреты главных героев
Рэй Гэррети
Рэй — центральный персонаж, с которым невозможно не соприкасаться эмоционально в ходе просмотра фильма. В самом начале соревнования Рэй знакомится с другим участником, Питером Макврайсом, с которым у него сразу завязываются дружеские отношения. Оба героя — человечны, эмпатичны и способны к командному взаимодействию.
По мере развития сюжета становится понятно, что основной мотив Рэя для участия в Долгой прогулке — не денежное вознаграждение, а месть тирану (Майору, или Главному, захватившему власть в стране) и его режиму за смерть отца. Рэй был травмирован в подростковом возрасте жестокой сценой, когда его отец был застрелен за выбор в пользу свободы мысли на глазах Рэя и его матери. Именно это событие пробудило в нем жажду борьбы за восстановление справедливости и ликвидацию Майора. Мы видим в главном герое одновременно и желание жить (а значит позволять другим рядом умирать), и стремление справедливости (дойти до победы и отомстить за отца).
Ему постоянно приходится постоянно балансировать на грани морального выбора
С одной стороны, Рэй демонстрирует сопереживание к другим участникам соревнования, один за другим они приходят к нему со своими бедами и сомнениями, и он находит для каждого слова поддержки и сострадания. Он быстро становится неформальным лидером, моральным центром группы, к которому тянутся другие участники. Образ Рэя поднимает важнейшие психологические вопросы: свобода выбора в условиях несвободы, поиск смысла в ситуации, лишенной смысла, и природа сплоченности перед лицом смерти.
С другой стороны, как и практически любой человек в кризисной ситуации, Рэй внутренне уязвим: он постоянно испытывает сомнения, страх, часто действует эмоционально, спонтанно, на протяжении всего фильма Питер поддерживает Рэя. Например, когда Рэй видит мать на улице, он пытается ее обнять и даже сойти с пути — но Питер и другие участники возвращают его.
Кадр из фильма «Долгая прогулка»
Питер Макврайс
Питер же в свою очередь — человек-странник, которого нигде не ждут. Его мудрость и чувство справедливости основаны на собственном трагическом опыте: он рано потерял родителей, столкнулся с насилием со стороны близкого родственника, оказался на улице, где позже был до полусмерти изуродован садистом, встретившемся на его пути. Несмотря на тяжелую жизнь, Питер не озлобился, он обладает прекрасным эмоциональным интеллектом, находит подход к людям и готов прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Как говорит он сам — несмотря ни на что, всегда «видел свет», и это помогает ему выживать самому и поддерживать других. Он становится мудростью и душой группы, постоянно проявляет сострадание, спасает других участников и пытается отговорить Рэя от насилия. Он хочет, чтобы его желание в случае победы было не разрушительным, а трансформирующим, улучшающим мир. Но до победы еще далеко, да он и не стремится к ней, и говорит, что когда устанет — просто сядет на землю (по условиям после этого его ждет расстрел).
Оба главных героя фильма стараются сохранять человеческое лицо в нечеловеческих условиях
В финале оба сталкиваются перед главным выбором, и оба готовы пожертвовать собой ради другого. У них много общего — каждый из них понимает ценность человеческой жизни, справедливости, однако, похоже, к концу фильма Рэй постепенно теряет смысл происходящего и ценность своей жизни, создается впечатление, что у него отсутствует представление о том, что будет там, за пределами финала, когда и если ему удастся исполнить свое желание и уничтожить тирана. Он остается равнодушным к словам Питера о том, что Рэй достоин того, чтобы выиграть соревнование и быть счастливым, вернуться к матери, которая его так ждет.
В финале же фильма именно Питер, получая оружие, убивает Майора, реализуя планы Рэя, хотя сам внутренне против силы насилия. Этот жест — драматический поворот: превращение моральной идеалистической позиции в насильственное действие ради высшего блага.
Смысл финала фильма «Долгая прогулка»
С точки зрения главных персонажей, основных смыслов в финале хоррора «Долгая прогулка» два:
Рэй останавливается и отдает свою жизнь, пропуская к победе Питера, который по словам Рэя «везде видит свет», как человека, по его мнению, заслуживающего быть первым в этом марафоне и продолжать жить.
Питер становится «наследником» мечты Рэя — он просит дать ему оружие, и уничтожает Майора, символ власти, но остается перед пустым горизонтом. Победа оборачивается одиночеством, он остается без брата (Рэя), с которым так сблизился и о котором всю жизнь мечтал. Он символически стоит в свете городских фонарей, но зрители и солдаты исчезают, а Питер остается наедине с пустой дорогой впереди.
По-видимому, герою Питера предстоит нелегкий путь — оставшись один на один со своим выбором, ему предстоит жить дальше после потери только что обретенного близкого человека.
В психологии есть такое понятие, как «синдром выжившего». Питер выиграл это соревнование, но высока вероятность того, что теперь ему предстоит столкнуться с виной выжившего. Он стал победителем ценой жизней десятков других участников. Будет ли способна его психика, уже многократно травмированная, переработать это новое испытание?
Помимо этого, вспоминаются слова Питера о том, что убить человека нелегко, и раз совершив убийство, человек навсегда остается убийцей. Остается открытым вопрос о том, как справится Питер с дилеммой «насильственное действие ради высшего блага» — «неприятие насилия», сможет ли полностью найти оправдание своему выбору?
Концовка оставляет зрителя в размышлениях, важнейшим из которых, возможно, является то, что жизнь часто не дает ответов, лишь только моральный выбор, который нам предстоит делать каждый день, а также попытку понять, что из себя представляет наша собственная «долгая прогулка», куда мы идем, в чем смысл нашего собственного пути.