Доверительные отношения: как научить ребенка рассказывать о проблемах — 3 главных принципа воспитания
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

В первые годы отношения ребенка с мамой доверительны на все 100%. Это заложено природой: младенец беспомощен и полностью зависит от взрослых и тех решений, которые они принимают. Кроме того, дети бесхитростны, так как еще не понимают, что такое «хорошо» и «плохо», «ложь» и «правда». Мама остается самым близким человеком, которому можно доверить все тайны и переживания.

Но по мере взросления ребенок отдаляется от взрослых, формирует новый круг общения — сначала в детском саду, затем в школе

Он учится анализировать, критиковать, борется за право самостоятельно решать проблемы, но в силу возраста далеко не всегда может справиться со сложными ситуациями. Поэтому родители должны не утратить доверие ребенка, чтобы в критический момент вовремя прийти на помощь. Вот что поможет на этом пути.

1. Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — способность распознавать эмоции и чувства, управлять эмоциональным состоянием, своим и других людей, чтобы решать те или иные задачи, понимать намерения, мотивацию и желания окружающих. Если ребенок обладает развитым эмоциональным интеллектом, то может легко налаживать отношения как со сверстниками, так и со старшими.

Развивать эту способность стоит с самого рождения ребенка: благодаря этому он будет понимать, зачем нужно рассказывать о своих чувствах и проблемах и чем вы сможете ему помочь в сложных ситуациях.

Чувства и действия — совершенно разные вещи, а кроме них есть еще и намерения выполнить какие-то действия. Например, злость вызывает желание ударить или замахнуться. Контролировать появление переживаний мы не в силах — они просто возникают в нас. А вот способы выражения поддаются регулированию. То есть мы не можем не злиться, если нас обижают, но способны сдержать желание ударить в ответ.

Задача ответственного родителя — не критиковать чувства или сопровождающие их действия, а объяснить, как еще можно выразить эмоции в подобном случае

Возможно, ребенку захочется покричать или побить подушку, отвлечься на игру или телевизор. Дайте ему время, чтобы он мог выдохнуть и переключится на другие эмоции. Поверьте, если разозлить другого, а затем оставить в покое, его эмоциональное состояние очень скоро стабилизируется. Но если ребенок уже в состоянии гнева, а вы продолжаете «раскачивать» эту эмоцию, он еще долго не успокоится.

Упражнение

Начните с описания своих чувств, сопровождая рассказ мимикой и жестикуляцией: когда расстроены, сделайте грустное лицо, если радуетесь, улыбнитесь шире. Ребенок должен четко понимать, как проживается любая из эмоций и чувств.

Следующие слова помогут идентифицировать ваши эмоции:

  • «Я радуюсь тому, что ты улыбаешься»

  • «Я расстроилась, потому что ты не убрал свои игрушки»

  • «Я рассержена, потому что ты не помог мне с уборкой»

  • «Я счастлива, что ты сумел это сделать»

  • «Я грущу, потому что ты болеешь»

Проговаривайте и то, что чувствует сын или дочь:

  • «Ты злишься, когда я занята и не могу к тебе подойти»

  • «Ты радуешься, когда я тебя обнимаю»

  • «Ты веселишься, играя с другом»

  • «Ты сердишься, потому что мы слишком долго ходим по магазину и ты устал»

  • «Ты переживаешь перед поездкой в незнакомое место»

Не скрывайте проблемы — говорите о них прямо, выражая эмоции и транслируя чувства. Тогда ребенок будет знать, как можно рассказывать о трудностях, выражать переживания, и будет более открытым.

2. Вопросы

Старайтесь больше общаться с ребенком. Спрашивайте в разных ситуациях, что он чувствует, нравится ли ему то, что делает он или другие, или нет.

Стройте вопросы с учетом его возраста. Например, у малыша можно спрашивать:

  • «Тебе нравится строить из кубиков башню?»

  • «Что ты чувствуешь, когда папа приходит с работы?»

  • «А когда видишь большую собаку?»

К ребенку постарше можно обращаться и с более сложными вопросами:

  • «Что ты чувствуешь перед контрольной?»

  • «Как думаешь, какие эмоции могут испытывать люди в подобной ситуации?»

  • «У тебя бывают случаи, когда ты не понимаешь чувства окружающих? Расскажи мне об этом»

Упражнение

Возьмите лист бумаги и напишите на нем все известные вам чувства. Не спешите, выполняйте задание в течение дня, дописывая переживания, которые вспомнили. Процесс может привести к совершенно неожиданному результату: возможно, вы обнаружите, что не можете написать больше 10-15 эмоций или, наоборот, как много чувств испытываете.

После этого найдите в интернете список всех существующих эмоций и обязательно выделите те, которые не перечислили. Скорее всего, вы или не испытываете, или не осознаете эти чувства.

Если ребенок достаточно взрослый, выполните это упражнение вместе с ним: либо составьте общий список на одном листе, помогая друг другу (это позволит вам лучше понять своего ребенка), либо составьте два списка по отдельности, а затем добавьте в свой перечень те эмоции, которые есть у другого, но нет у вас (так он сможет проявить самостоятельность).

3. Доверие

Строить доверительные отношения с другими помогает пополнение так называемого банка доверия, который есть у каждого из нас. Принцип прост: если вы в чем-то помогли ребенку, его банк доверия к вам пополнится, а если отругали за проступок, снизится. Важно помнить, что «единицы» доверия уходят активнее, чем прибывают. Если вы хотите, чтобы дети делились переживаниями, нужно каждый день поддерживать банк доверия в плюсе и не доводить до минуса.

Алекс Минченкова

Психолог, коуч в области женской самореализации и саморазвития