Как восстановить память и мышление после ковида

Потеря обоняния и нарушения в работе мозга

COVID-19 — уникальная инфекция. Она вызывается вирусом, в пораженных легких дает абсолютно ревматологическую картину и вдобавок является нейроинфекцией. С таким уникальным «набором» человечество столкнулось впервые.

Один из часто встречающихся признаков COVID-19 — потеря обоняния. Таков результат воздействия вируса на первый черепно-мозговой нерв — обонятельный. И специалистам это говорит о том, что также его действию подвергаются и остальные части мозга.

«Подводит память» и «плохо соображаю»

Все больше статей выходит о том, что у переболевших COVID-19 наблюдаются когнитивные нарушения — ухудшение памяти и снижение умственной активности. Люди говорят о себе, что «тормозят» и забывают простые вещи из повседневной жизни.

Например, пациентка 45 лет рассказывала, что стояла дома с чашкой в руке и не понимала, когда она ее взяла и куда ее нужно поставить

Другая женщина в возрасте 69 лет поделилась: «Меня выписали из ковидного госпиталя и привезли к дому. Я стояла у своего родного подъезда и не могла сообразить, как войти внутрь!» Женщина 42 лет описала свое состояние после выписки: «Две недели после госпиталя у меня было очень странное заторможенное состояние. Приходилось постоянно себя контролировать — как будто я выпила спиртное и надо казаться трезвой».

Особенно часто эти нарушения встречаются у пожилых, но и трудоспособные люди более юного возраста, бывает, вынуждены даже увольняться с работы, потому что считают себя не настолько интеллектуально активными, как до болезни.

Как восстанавливаться

На восстановление уходит по реалистичным оценкам от шести до девяти месяцев. Что помогает в реабилитации?

1. Зарядка и прогулка

Еще одно наблюдение, которое зафиксировано моими коллегами по всему миру: после коронавируса наблюдается заметное снижение подвижности тканей. Эта история наложилась на период всемирного карантина, когда люди стали меньше выходить и проявлять физическую активность. Снижение подвижности самих тканей отрицательно сказывается на состоянии всего организма и само по себе приводит к сокращению срока жизни.

Что делать? Если уже можно выходить и мы чувствуем себя уверенно — сначала отправляться на небольшую прогулку во двор

Потом по двору, потом вокруг дома, два раза вокруг дома — и так далее. Если не чувствуем себя уверенно, то хотя бы дома, лежа в постели, разминаем суставы: сгибаем колени, вращаем наружу и внутрь стопы, запястья, локтевые суставы, плечевые, тазобедренные.

При этом делаем упор на растяжку. Потянулись вправо, влево, вперед, назад. Покрутили головой — только не быстро, а медленно, постепенно увеличивая амплитуду. Без насилия над собой, но регулярно повторяя весь цикл.

2. Питание и витамины

Важно очень хорошо питаться — не много, а разнообразно. Лучше всего сдать анализы на предмет недостающих в организме витаминов и микроэлементов и принимать соответствующие монопрепараты. В любом случае — стоит пропить витамин С, витамин D, цинк, селен, магний.

Есть БАДы, способствующие восстановлению когнитивных способностей, — c L-серином (это аминокислота), куркумой, черникой и другими натуральными ингредиентами. Перед приемом витаминов и добавок необходимо проконсультироваться с лечащим врачом, особенно если у вас есть хронические заболевания.

3. Остеопатия

Что такое нейроинфекция? Это инфекция, которая воздействует на нервную ткань, то есть и на мозг. А все, что воздействует на мозг, на него влияет, и это имеет долгосрочные последствия.

Остеопатия способна ускорять движение спинномозговой жидкости

Это среда, в которой находится, живет наша центральная нервная система: головной и спинной мозг. Она их омывает, предохраняет от ударов. Но самое главное — она приносит к ним питательные вещества и уносит отходы жизнедеятельности и токсины.

Поэтому чем чаще она будет меняться, тем скорее уйдет «затуманенность сознания» у пациентов. Приемам, которые улучшают обмен спинномозговой жидкости, можно обучить. Обратившись к остеопату, вы получите этот полезный навык.

Подчеркнем, что остеопатия не обладает доказанной эффективностью, хотя и практикуется повсеместно. Тем не менее многие признают, что после остеопатических манипуляций им стало лучше.

Как восстановить память и мышление после ковида

4. Антигипоксанты

Теперь настал черед тех веществ, на которые раньше многие врачи смотрели свысока, — это антигипоксанты. Они улучшают снабжение мозга кислородом, а он необходим, чтобы восстановить его функционирование «как было». Но и тут не надо заниматься самолечением — назначать курс лечения может только специалист, врач.

5. Санаторно-курортное лечение

Санатории предлагают программы реабилитации, в которые входит тщательно подобранная диета, прогулки на свежем воздухе, массаж и другие процедуры — и все под наблюдением врача.

Если есть возможность обеспечить себе или переболевшим близким такой курс восстановления — безусловно, стоит об этом задуматься

Мы с коллегами стараемся всех переболевших старших (родителей, близких, пациентов) отправить в санаторий на полноценные три недели. Очевидна разница до и после: они возвращаются действительно другими людьми.

6. Бережное отношение к себе

Очень важно уделить себе внимание и не требовать от себя многого. Если больничный по коронавирусу закончился, то выбегать на работу и там работать на износ, как до болезни, не стоит. Да и не получится.

Мы же понимаем: если после перелома человеку сняли гипс, он не сможет сразу бежать марафонскую дистанцию. Он будет разрабатывать ногу аккуратно, осторожно. Ходить в бассейн, чтобы дать бережную нагрузку ослабевшим за время неиспользования частям тела: мышцам, связкам и костям.

То же самое нам нужно делать с собой после «короны» — пить много воды, гулять, дышать свежим воздухом, обеспечивать себе по возможности мягкие условия

История о том, как правильно восстанавливаться после коронавируса, сейчас заботит весь мир. Сначала все боролись с новой инфекцией, потом разрабатывали от нее защиту, теперь обратили внимание на реабилитацию.

Количество переболевших COVID-19 растет. Поэтому к периоду восстановления нужно относиться со всей серьезностью.

Елена Радзинская

Врач-невролог, остеопат.