Какие ошибки совершают родители тревожных детей

Чем могут помочь родители? Для начала понять, чего делать не стоит. Тревога у подростков проявляется одинаково, а вот реакция родителей отличается, в зависимости от стиля воспитания, принятого в семье. Вот 5 типичных ошибок родителей.

1. Они потакают тревоге подростка

Родители жалеют ребенка. Им хочется избавить его от тревоги. Они пытаются сделать для этого все возможное.

  • Дети перестают ходить в школу и переходят на удаленное обучение.
  • Дети боятся спать одни. Родители разрешают им постоянно спать вместе с ними.
  • Дети боятся пробовать что-то новое. Родители не побуждают их выйти из зоны комфорта.

Помощь ребенку должна быть сбалансированной. Не давите, но все же призывайте его к попыткам преодолеть свои страхи и поддерживайте его в этом. Помогите ребенку найти способы справляться с приступами тревоги, всячески поощряйте его борьбу.

2. Они слишком рано заставляют подростка делать то, чего он боится

Эта ошибка — полная противоположность предыдущей. Некоторые родители слишком агрессивно пытаются бороться с подростковой тревогой. Им тяжело смотреть, как страдает ребенок, и они пытаются заставить его встретиться со своим страхом лицом к лицу. Намерения у них самые лучшие, но реализуют они их неправильно.

Такие родители не понимают, что такое тревога. Они верят, что если заставить детей встретить страх лицом к лицу, то он сразу пройдет. Заставляя подростка делать то, к чему он еще не готов, мы можем лишь усугубить проблему. Проблема требует сбалансированного подхода. Потакание страхам не поможет подростку, но и излишнее давление может также дать нежелательный результат.

Научите подростка преодолевать небольшие трудности. Большие результаты складываются из маленьких побед.

3. Они давят на подростка и пытаются решать его проблемы за него

Некоторые родители понимают, что такое тревожность. Понимают настолько хорошо, что пытаются сами решить проблему за своих детей. Они читают книги. Занимаются психотерапией. Пытаются за руку провести ребенка по всему пути борьбы.

Неприятно видеть, что ребенок решает свои проблемы не так быстро, как вам хочется. Обидно, когда вы понимаете, какие умения и навыки необходимы ребенку, но он их не применяет.

Вы не можете провести «сражение» за своего ребенка. Если вы пытаетесь бороться сильнее, чем сам подросток, возникают две проблемы. Во-первых, ребенок начинает прятать тревогу, в то время как нужно делать обратное. Во-вторых, ощущает на себе непосильный груз. Некоторые дети в результате просто опускают руки.

Подросток должен решать свои проблемы сам. Вы можете лишь помогать.

4. Им кажется, что подросток ими манипулирует

Мне встречалось много родителей, которые были уверены, что дети используют тревожность как предлог, чтобы добиваться своего. Они говорят что-то вроде: «Он просто ленится ходить в школу» или «Она не боится спать одна, ей просто нравится спать с нами».

Большинство подростков стыдятся своей тревожности и готовы на все, что угодно, лишь бы избавиться от проблемы.

Если вам кажется, что подростковая тревога — способ манипуляции, вы будете реагировать с раздражением и применять наказания, и то и другое усугубит страхи.

5. Они не понимают сути тревожности

Я часто слышу от родителей: «Не понимаю, почему она этого боится. С ней же никогда ничего плохого не случалось». Родителей терзают сомнения: «Может, над ним издеваются в школе?», «Может, она переживает психологическую травму, о которой мы не знаем?». Обычно ничего такого не происходит.

Предрасположенность к тревоге во многом определяется генами и передается по наследству. Такие дети с рождения склонны к тревожности. Это не значит, что они не могут научиться бороться с проблемой и побеждать ее. Это лишь значит, что вам не стоит бесконечно искать ответ на вопрос «Почему?». Подростковая тревога зачастую иррациональна и не связана ни с какими событиями.

Чем помочь ребенку? Во многих случаях нужен психотерапевт. А что могут родители?

Чтобы поддержать тревожного подростка, прежде всего нужно

  1. Распознать тематику тревоги и найти, что ее провоцирует.
  2. Научить ребенка справляться с приступами (йога, медитация, спорт).
  3. Призывать ребенка преодолевать препятствия и трудности, вызванные тревогой, начиная с легкого, постепенно переходя к более сложному.

Об авторе: Наташа Дэниэлс — детский психолог и мать троих детей.