Какие тайны скрывает фильм «Шоколад»? Мнение психолога

Кадр из фильма «Шоколад» (2000 год)

Фото

«Кинопоиск»

Сюжет

Открыть шоколадницу накануне Великого поста в богобоязненной католической провинции? Именно так и поступает Виенн Роше, героиня Жюльет Бинош в фильме «Шоколад». А еще она не ходит в церковь и дружит с цыганами, против которых местный мэр распространяет листовки под эгидой борьбы с аморальностью. С одним из кочевников она даже заводит роман.

В общем, всячески бросает вызов и раздражает

Вы спросите, при чем здесь Карл Густав Юнг? Вся атмосфера в городе как будто создана для борьбы с живыми человеческими потребностями. Мэр города морит себя голодом, но тайком от прислуги жадно нюхает варенье, а местная вдова до сих пор носит траур по мужу, погибшему на Первой мировой войне, хотя действие фильма происходит в 1950-х годах. Жители города будто сопротивляются самим себе и ждут того же от других.

Психология

Сначала о Тени писали философы и богословы. Сначала как о сожительстве животного и человеческого в одном организме (вспомним, к примеру, минотавра или египетских богов с головами зверей). Затем как о божественном и дьявольском (библейские сюжеты). А позже уже как о психологической двойственности в сознании и подсознании человека (вспомним знаменитую повесть Стивенсона о докторе Джекиле и его теневой стороне — мистере Хайде).

Однако родоначальником теории Тени был психиатр и основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг. Он определял ее как автономную часть личности, вытесненную в подсознание.

Говоря по-простому, Тень — это такие проявления и желания, которых мы в себе не признаем. Это такие мы, которых мы сознательно не выбираем. Тень дает о себе знать, когда дочь профессора влюбляется в бывалого бабника, а священник замечает, что невольно заглядывается на грудь прихожанки.

Тень живет в подсознании и шлет свои сообщения через эротические сны и ночные кошмары

Это то, какими мы не хотим быть. Она там, где «черт попутал» и «не понимаю, как такое со мной могло произойти». Часто она проявляется в осуждении других. Например, когда истосковавшаяся по мужскому вниманию дама 40+ рассуждает о высокой морали и ненавидит «этих женщин в коротких юбках».

Билет на депортацию в Тень могут получить не только похоть или агрессия, но и любовь с нежностью, если по каким-то причинам они не проходят этическую цензуру (запретные связи, неравный социальный статус влюбленных). Любовь родилась, но по соображениям морали оказалась задавленной в колыбели подсознания.

Как правило, любая ожесточенная борьба — с падшими женщинами, развратом или условным «шоколадом», как в фильме — это прежде всего борьба с собой. Наглядный пример — измученные диетой люди, которые ненавидят «толстых и жрущих» и силой мысли пытаются подавить в себе голод.

Проявление в фильме

Конфеты, торты и помадки становятся «приманкой для Тени». Благодаря Виенн и ее шоколаду Тень выходит на свет.

Усталые супруги вдруг вспоминают, что такое страсть, забитая жена уходит от мужа-тирана, а одинокий пожилой господин понимает, что влюблен в ту самую вдову. Один за другим жители каются на исповеди в дегустации десертов в новой кондитерской. Похоже, шоколад становится лекарством для изголодавшихся по удовольствиям душ.

На мой взгляд, фильм «Шоколад» — замечательная иллюстрация того, что бывает с людьми, когда подавление желаний становится культом и нормой морали

Теряя контроль над ситуацией, мэр пытается настроить жителей против главной героини, говоря о том, как больно ему смотреть на ее незаконнорожденную дочь. В отчаянии он забирается в ее кафе, чтобы растоптать и изрубить ножом весь товар, но Тень берет свое. Наутро его находят объевшимся конфетами, дошедшим до беспамятства.

Сюжет демонстрирует, как рано или поздно вытесненные желания дают о себе знать. И неважно, говорим мы о кино или о жизни.

Практикум

Что предпринять, если вы заметили у себя привычку подавлять желания и отрицать какие-то свои проявления? Я предлагаю вам проделать небольшое упражнение, которое поможет лучше понимать себя и позволит продолжить знакомство со своей Тенью. При необходимости можете попросить помочь вам в этом кого-то, кому вы доверяете, или же выполните его самостоятельно, используя ручку и бумагу.

  1. Представьте человека, который вас очень сильно раздражает.

  2. Подробно опишите его образ.

  3. Ответьте на вопрос: что именно в нем вас так сильно раздражает?

  4. А теперь поставьте себя на его место. Пофантазируйте: каково это — быть им? Говорить как он? Поступать как он? Двигаться как он?

  5. Спросите его, почему он стал таким, что этому предшествовало.

  6. Теперь ответьте на вопрос: как в жизни могут пригодиться его качества? В чем они могут помогать, а в чем мешать?

  7. Опишите, как изменились ваши ощущения.

Возможно, сейчас самое время обратиться к своим вытесненным желаниям и изменить жизнь к лучшему. Не стоит забывать, что любая ваша часть имеет право на жизнь и реализацию. Более того, именно в ней скрываются огромный творческий потенциал и сила для новых свершений.

Данный том включает в себя наиболее известные работы «Архетипы коллективного бессознательного», «Концепция коллективного бессознательного» и «Психологические аспекты архетипа матери».
В этих работах автор развивает основные положения аналитической психологии, подробно раскрывая перед читателем ключевые понятия своей теории и свой метод в целом.

Карл Юнг «Архетипы и коллективное бессознательное»
Реклама. www.chitai-gorod.ru
Саша Махова

Психолог, психотерапевт, ведущая тренингов