Негатив со стороны начальника и коллег: как реагировать?
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что делать при переходе на личности?

В рабочих отношениях нельзя переходить на личности, а общение должно находиться строго в рамках деловых процессов и бизнес-задач. Если в разговоре все-таки начали упоминать ваши личные качества и характеристики, постарайтесь вернуть собеседника к рабочей задаче. Предложите ему обсудить текущие вопросы и найти способы их решения.

В этой ситуации важно не конфликтовать и не показывать, что вас задел нелестный комментарий в ваш адрес. Если начать отстаивать личные границы, это будет говорить о том, что вы позволяете их нарушать и чувствуете себя уязвимыми.

Уверенный в себе человек переведет диалог в нужное русло, не станет заострять внимание на негативном высказывании, не будет обижаться и проявлять отрицательных эмоций. Он спокойно вернется к решению рабочей проблемы.

Ведь в конечном счете ваша цель — качественно выполнить поставленную перед вами задачу. Поэтому если вдруг вам говорят, например, какой вы невнимательный или неаккуратный, не реагируйте на эти слова. Вместо этого спросите собеседника, что нужно сделать, чтобы уладить этот конкретный рабочий вопрос.

Как отвечать на манипуляции в виде обобщения?

Допустим, вы затянули сроки и не сдали работу вовремя, а ваш начальник или коллега заявил, что вы очень медлительный человек или на вас нельзя положиться. Такое обобщение крайне некорректно, и подобное поведение нужно вовремя пресекать.

Если эти слова вы услышали от коллеги, поступите так же, как и в прошлом случае: переведите разговор к конкретному заданию. Скажите собеседнику, что вы готовы конструктивно обсудить проблему пропущенных сроков и прийти к общей договоренности, как поступать в подобных случаях, но чуть позже, когда рабочая задача уже будет решена.

Если же такой разговор происходит с начальником, попросите его рассказать о моментах, в которых руководитель был вами недоволен. Так вы поймете, о каких именно событиях идет речь, и будете знать, что нужно исправить.

Также спросите начальника о ситуациях, когда он был удовлетворен качеством вашей работы. Для вас это станет ориентиром, к которому надо стремиться. А фокус внимания руководителя сместится в позитивное русло: он начнет вспоминать те моменты, когда вы работали эффективно. Это позволит увидеть в вас сильного сотрудника, способного качественно решать рабочие вопросы. 

Как реагировать на скрытый негатив?

Бывают случаи, когда вам никто ничего плохого не говорит, но вы все равно чувствуете в свой адрес предвзятое отношение. Например, вас игнорируют, не берут в большие проекты или что-то обсуждают за вашей спиной.

В такой ситуации лучшим решением станет открытый и честный разговор. Предложите коллеге или начальнику встретиться за чашкой кофе или вместе пообедать и поделитесь с ним своими ощущениями. Спросите, действительно ли в коллективе не удовлетворены вашей работой, и что нужно сделать, чтобы это исправить. 

Такой разговор в любом случае снимет напряжение и прояснит ситуацию. Если у человека есть объективные недовольства или претензии к вам, он об этом расскажет.

Если же дело в личной неприязни, то после открытого разговора собеседник начнет к вам лучше относиться или перестанет распространять негатив за вашей спиной.

Ведь он поймет, что вы не будете просто так терпеть подобное поведение и не пустите дело на самотек

В случае, когда коллега говорит, что все хорошо, но продолжает вести себя подобным образом — скорее всего, проблема уже лично в нем, и решить ее корректным способом не получится. Постарайтесь по возможности ограничить общение с таким человеком либо попросите помощи у начальника. Руководитель понаблюдает за ситуацией в коллективе и подскажет, как выйти из положения.

А если негатив исходит от него самого — подумайте о том, хотите ли вы дальше работать под таким руководством. Ведь это будет деструктивно влиять на рабочую обстановку, ваше моральное состояние и продуктивность вашего труда.

Как быть, если вам дают слишком много работы?

Часто нарушение границ происходит через чрезмерное делегирование, когда вам дают непосильный объем работы. Предполагается, что вы будете задерживаться допоздна, перерабатывать и брать на себя очень много разноплановых задач. В данном случае тоже не следует конфликтовать или эмоционировать. Необходимо найти решение, которое будет устраивать и вас, и вашего начальника. Вариантов может быть несколько:

  • скажите, что у вас в работе уже есть много заданий, которые занимают все ваше время, поэтому новую задачу вы выполните позже;

  • предложите изменить приоритет задач: так вы сможете взять на себя новое задание, а какие-то менее срочные отложить на потом;

  • попросите себе в помощь еще одного сотрудника или помощь других коллег;

  • обратитесь к руководителю с просьбой компенсировать переработки: повысить зарплату, оплатить сверхурочное время или предоставить вам дополнительный выходной день.

В любых подобных ситуациях важно вести разговор в позитивном ключе, без агрессии, обиды и лишних эмоций. Просто спокойно говорите о своей ситуации и предлагайте возможные варианты решения. Покажите, что вы заинтересованы в результате и сохранении эффективного взаимодействия. С большой вероятностью коллеги и начальство воспримут это с уважением, и вместе вы сможете уладить любую рабочую проблему. 

Мария Кармин

Сертифицированный бизнес-тренер и коуч ICF, конфликтолог, эксперт по повышению личной эффективности, автор программ личностного роста.

Личный сайт