Ирина Млодик
Автор книг по детской психологии и психотерапии
«Он ругается матом»

Младшие школьники приносят из школы не только новые знания и впечатления, но и нелитературные выражения. Не стоит впадать в гнев, стыдить сына или дочь — ведь через этот своеобразный этап лингвистического освоения взрослого мира проходит почти каждый ребенок. Многих детей привлекает эмоциональная выразительность неприличных слов, их непредсказуемая сила воздействия.

Возможно, в окружении вашего ребенка кто-то выражается именно так, и он копирует эту манеру, чтобы стать своим в компании сверстников или бессознательно отождествиться с кем-то значимым для него (например, со старшим братом). А некоторые таким образом отстаивают свою независимость, «взрослость» перед родителями. Случайно роняя в нашем присутствии запретные, табуированные слова, они бросают вызов нашим установкам, определяют для себя границы допустимого.

Посоветуйте ребенку в состоянии злости нарисовать своего обидчика и свои чувства на бумаге

Не усердствуйте в запретах: они провоцируют желание делать назло. Четко выскажите свое неодобрение, пояснив, что в вашей семье так выражаться не принято и что использование бранной лексики унижает собеседника.

Озвучьте ваши основные правила. Например: нельзя употреблять нецензурные слова рядом с младшими детьми и женщинами, а допустимо лишь иногда, в узком кругу равных себе (и одного пола) и только в определенных ситуациях (например, когда эмоции зашкаливают).

Посоветуйте ребенку в состоянии злости нарисовать своего обидчика и свои чувства на бумаге, а потом разорвать листок — это поможет ему освободиться от раздражения и агрессии. В семье, где бранные слова не в ходу, проблема, скорее всего, растворится сама собой».