Петр и Феврония: вместе несмотря ни на что

История Петра и Февронии — пример того, как можно научиться любить друг друга независимо от обстоятельств. Это произошло не сразу. Их окружали недоброжелатели, не желавшие этого брака. У них случались серьезные сомнения... Но они оставались вместе. И при этом в их паре никто не был дополнением к другому — ни муж к жене, ни жена к мужу. Каждый — самостоятельный персонаж с ярким характером.

Сюжет и роли

Приглядимся к их истории подробнее и разберем ее с точки зрения психологических ролей1. Их четыре типа: соматические (телесные), психологические, социальные и духовные (трансцендентные).

Петр сражался со зловредным змеем и победил (духовная роль), но на него попала кровь чудища. Из-за этого он весь покрылся струпьями и тяжело заболел (соматическая роль). В поисках лечения его везут в Рязанскую землю, где живет целительница Феврония.

Петр отправляет к ней слугу рассказать, зачем они прибыли, и девушка ставит условие: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его»2 (соматическая роль — она умеет лечить, социальная — она хочет стать женой княжеского брата, существенно повысив свой статус).

История Петра и Февронии — история святых, и многое в ней останется неясным, если об этом забывать

Петр ее даже не видел и не знает, понравится ли она ему. Но она дочь бортника, собирателя дикого меда, то есть с социальной точки зрения ему не пара. Он дает притворное согласие, задумав обмануть ее. Как видим, он не готов сдержать свое слово. В нем есть и лукавство, и гордыня. Хотя и духовная роль у него тоже есть, ведь змея он победил не одной только своей силой, но силой Бога.

Феврония передает для Петра снадобье и велит, когда он будет мыться в бане, намазать все струпья, кроме одного. Он так и делает и выходит из бани с чистым телом — он исцелен. Но вместо того, чтобы жениться, уезжает в Муром, а Февронии отправляет богатые дары. Она их не принимает.

В скором времени от непомазанного струпа снова по всему телу Петра расходятся язвы, болезнь возвращается. Он снова едет к Февронии, и все повторяется. С той разницей, что на этот раз он честно обещает на ней жениться и, вылечившись, исполняет свое обещание. Они вместе едут в Муром.

Есть ли тут манипуляция?

Когда на агиодраме (это психодрама по житиям святых) мы ставим этот сюжет, некоторые участники говорят, что Феврония манипулирует Петром. Так ли это? Давайте разбираться.

Целительница оставляет его болезнь недолеченной. Но ведь она обещала исцелить его не в любом случае, а только если он женится на ней. Она не нарушает слова, в отличие от него. Он не женится — и не исцеляется.

Еще интересный момент: для Петра их отношения в первую очередь социальные: «Ты меня лечишь, я тебе плачу». Поэтому он считает возможным нарушить свое обещание взять Февронию замуж и с пренебрежением относится ко всему, что выходит за рамки социального взаимодействия «больной — врач».

Но Феврония лечит его не только от телесной болезни и прямо об этом говорит слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!» Она «лечит» Петра от лживости и гордыни, входящих в картину заболевания. Она заботится не только о его теле, но и о душе.

Подробности сближения

Обратим внимание на то, как сближаются герои. Петр сначала отправляет для переговоров посыльных. Затем он оказывается в доме Февронии и они, наверное, видят друг друга, но разговаривают все равно через слуг. И лишь по возвращении Петра с покаянием происходит истинная встреча, когда они не только видят и говорят друг с другом, но и делают это искренне, без тайных умыслов. Эта встреча и заканчивается венчанием.

С точки зрения теории ролей они знакомятся на уровне соматическом: Феврония лечит тело Петра. Они притираются друг к другу на психологическом уровне: она, с одной стороны, демонстрирует ему свой ум, с другой — лечит его от чувства превосходства. На социальном уровне он устраняет неравенство. На духовном уровне они образуют пару, причем каждый сохраняет свои духовные роли, свои Дары от Господа. Он — Дар воина, она — Дар целительства.

Княжение

Они живут в Муроме. Когда брат Петра умирает, тот становится князем, а Феврония — княгиней. Жены бояр недовольны, что ими правит простолюдинка. Бояре просят Петра отослать Февронию, он отправляет их к ней: «Послушаем, что она скажет».

Феврония отвечает, что готова уйти, забрав с собой самое ценное. Думая, что речь идет о богатстве, бояре соглашаются. Но Феврония хочет забрать Петра, и «князь по Евангелию поступил: достояние свое к навозу приравнял, чтобы заповеди Божьей не нарушить», то есть не отказаться от жены. Петр оставляет Муром и уплывает на корабле с Февронией.

Обратим внимание: Феврония не требует от мужа, чтобы он спорил с боярами, не обижается, что он не отстаивает перед ними ее статус жены. Но использует свою мудрость, чтобы обхитрить бояр. Сюжет о жене, забирающей мужа-царя как самое ценное, встречается в разных сказках. Но обычно перед тем, как вывезти его из дворца, она дает ему сонное зелье. Здесь важное отличие: Петр соглашается с решением Февронии и отправляется вместе с ней в изгнание добровольно.

Чудо

Вечером они пристают к берегу, готовят еду. Петр грустит оттого, что он оставил княжение (социальная и психологическая роль). Феврония утешает его, говоря, что они в руках Божьих (психологическая и духовная роль). После ее молитвы колышки, на которых готовился ужин, к утру расцветают и становятся зелеными деревьями.

Вскоре прибывают посланники из Мурома с рассказом, что бояре поссорились из-за того, кому править, и многие перебили друг друга. Оставшиеся в живых бояре умоляют Петра и Февронию вернуться на царство. Те возвращаются и долгое время княжат (социальная роль).

Эта часть жития повествует преимущественно о социальных ролях, которые прямо связаны с духовными. Петр «за навоз почитает» богатство и власть в сравнение с женой, данной ему Богом. Благословение Господне пребывает с ними вне зависимости от социального статуса.

И когда они вернулись к власти, то «правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать». Если рассматривать этот отрывок символически, то он описывает семью, в которой мужчина и женщина ладят между собой и заботятся о своих детях.

Снова вместе

Житие заканчивается рассказом о том, как Петр и Феврония отходили к Богу. Они принимают монашество и живут каждый в своем монастыре. Она вышивает церковное покрывало, когда Петр присылает известие: «Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она говорит, что ее работа не закончена, и просит его подождать.

Он посылает к ней во второй и в третий раз. На третий она оставляет незавершенную вышивку и, помолившись, отходит ко Господу вместе с Петром «в двадцать пятый день месяца июня». Сограждане не хотят хоронить их в одной гробнице, поскольку они иноки. Петра и Февронию кладут в разные гробы, но поутру они оказываются вместе в соборном храме Пресвятой Богородицы. Так их и похоронили.

Сила молитвы

История Петра и Февронии — история святых, и многое в ней останется неясным, если об этом забывать. Потому что речь здесь не просто о браке, а о браке церковном.

Одно дело, когда мы берем в свидетели наших отношений государство. Если в таком союзе мы спорим об имуществе, детях и других вопросах, эти конфликты регулирует государство. В случае церковного брака мы берем в свидетели Бога, и Он дает силу переносить испытания, которые нам выпадают. Когда Петр грустит из-за оставленного княжества, Феврония не пытается его уговорить или утешить — она обращается к Богу, и Бог творит чудо, которое укрепляет Петра.

Острые углы, на которые я натыкаюсь в Богом данных отношениях, это острые углы моей личности

В агиодраме участвуют — и принимают на себя роли святых — не только верующие. И все что-то получают для себя: новое понимание, новые модели поведения. Вот как рассказывает о своем опыте одна из участниц агиодрамы про Петра и Февронию: «То, что меня не устраивает в том, кто рядом, — это то, что меня не устраивает в себе. Человек имеет право быть каким угодно. И чем более он отличен от меня, тем ценнее для меня возможность познания. Познания себя, Бога и мира.

Острые углы, на которые я натыкаюсь в Богом данных отношениях, это острые углы моей собственной личности. Все, что я могу, — это в своих отношениях с другим глубже знакомиться с собой, усовершенствовать себя, а не искусственно воссоздавать в близком свой образ и подобие».


1 Подробнее см. Лейтц Грете «Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено» (Когито-Центр, 2017).

2 Житие Петра и Февронии написано церковным писателем Ермолаем-Еразмом, жившим в XVI веке. Полный текст можно найти здесь: https://azbyka.ru/fiction/povest-o-petre-i-fevronii.

Леонид Огороднов

Об авторе

Леонид Огороднов — психолог, психодраматерапевт, создатель агиодрамы (авторское свидетельство Профессиональной психотерапевтической лиги), автор двух книг («Скандинавская мифо­драма: обретение целостности» и «Агиодрама. Сборник статей». Обе — Издательские решения, 2017).