Почему веганы так раздражают некоторых из нас?

Веганы, сыроеды, лактовегетарианцы — в числе противников животной пищи сегодня почти каждый десятый житель планеты. Но эти цифры сами по себе не объясняют, почему любители соевых котлет и овощей вызывают сильные эмоции у оппонентов, объявляющих их ханжами или лицемерами. Социальный психолог Гордон Ходсон объясняет, в чем причина ненависти и… страха.

Одна женщина разместила на бампере своей машины наклейки, которые недвусмысленно указывают на ее веганские принципы. Среди надписей есть такие: «Если вы любите животных, вы их не едите», «Будь добрым, будь веганом», «Друзья, а не еда». На одной наклейке изображены собака и корова, задающие вопрос: «Почему одну вы любите, а другую едите?»

Из-за этих надписей женщине то и дело кричат обидные слова, бросают в ее машину куски мяса и другие предметы, оттесняют на обочину. Она беспокоится не только за себя, но и за своих детей. Какой бы образ жизни вы ни вели и какой бы диеты ни придерживались, вы, вероятно, согласитесь, что это печальное положение дел.

В исследовательской лаборатории университета Брока мы изучали предрассудки и дискриминацию в отношении вегетарианцев и веганов (объединим их условным знаком «в&в»). И вот основные факты, подтвержденные нашими недавними исследованиями.

1. В обществе действительно предвзято относятся к «в&в». Мы выяснили, что предубеждение, которое мясоеды испытывают к «в&в», столь же велико, как нетерпимость к иммигрантам, и даже сильнее, чем расизм.

2. К строгим веганам общество настроено более критично, чем к вегетарианцам, но самое негативное, презрительное отношение сложилось к мужчинам-веганам, которых консервативно настроенные пользователи интернета уничижительно называют «соевыми мальчиками». Очевидно, выбор мужчины, предпочитающего тофу кровавому стейку, воспринимается как аномальное поведение, бросающее вызов традиционным гендерным нормам.

Образ жизни веганов воспринимается как упрек ценностям большинства и потому вызывает сопротивление

3. Мясоеды особенно враждебно относятся к тем «в&в», которые отказываются употреблять мясо по принципиальным соображениям (скажем, из нежелания вредить животным), по сравнению с теми, кто выбирает растительную диету из-за особенностей своего организма.

Это говорит о том, что предубеждения антивеганов носят оборонительный характер, служа защитой их убеждений. Образ жизни веганов воспринимается как упрек ценностям большинства и потому вызывает сопротивление. То есть причины, по которым кто-то не ест мясо, — важный фактор в определении степени предвзятости.

4. Любители разнообразного питания, которые воспринимают выбор веганов и вегетарианцев как угрозу для общества и культуры, со временем начинают склоняться к тому, что домашний скот и дикие животные не слишком-то заслуживают заботы и защиты.

5. «В&в» чувствуют изоляцию и дискриминацию, даже со стороны друзей и семьи.

6. Задумав воздержаться от потребления мяса, консерваторы (в отличие от либералов), скорее всего, снова вернутся к животной пище. Отчасти это связано с отсутствием поддержки в их социальной группе и, по-видимому, отражает озабоченность по поводу возможной стигматизации.

Почему кто-то другой, отказываясь есть животных, доставляет вам столько огорчений?

7. Чем активнее человек выступает за мясоедение и не мыслит своего рациона без шашлыка или бифштекса, тем большее предубеждение против вегетарианцев он демонстрирует. Буквально так: количество съеденной говядины предсказывает степень антивегетарианских настроений. Это дает основания предполагать, что протестный настрой служит защитой, а не просто отражает неприязнь к человеку из другой, «чужой» группы.

8. Визуальные напоминания о том, что источник мяса — конкретные животные, уменьшают негативное отношение к вегетарианцам. У человека, который смотрит на изображения индюшек и коров, усиливается эмпатия к этим животным, а ощущение угрозы, исходящей от веганов, теряет остроту.

Переживания, которыми поделилась женщина с наклейками на бампере, вызывают тревогу: ее желание открыто выражать свою позицию влечет за собой реальные и достаточно драматичные последствия для нее и ее семьи, а также для нашего общества в целом. Если вы обнаружите, что испытываете раздражение, злость или смущение при виде наклейки на бампере соседнего автомобиля с призывом позаботиться о животных, то вам, возможно, стоит съехать на обочину, чтобы более глубоко подумать о своих чувствах и их последствиях.

Почему кто-то другой, отказываясь есть животных, доставляет вам столько огорчений? Что это говорит вам о вас самих и вашем месте в мире? Возможно, вы испытываете внутренний конфликт: с одной стороны, любите животных и верите, что вы хороший человек, но с другой, некоторые ваши решения и действия, вероятно, как-то противоречат вашим собственным внутренним принципам не вредить другим.

Упреки и раздражение, которые вы обрушиваете на других людей, мало чем помогут в деле разрешения подобных конфликтов и обретения внутреннего покоя, а скорее всего, лишь умножат дискомфорт. Мы все могли бы извлечь пользу из вдумчивого разговора с другими о мире, в котором мечтаем жить, и о том, какие воспоминания о себе хотим оставить нашим внукам.


Об авторе: Гордон Ходсон — социальный психолог, профессор психологии Университета Брок (Канада), где руководит лабораторией по исследованию межгрупповых процессов. Он специализируется на изучении стереотипов, предрассудков и дискриминации, уделяя особое внимание индивидуальным различиям, дегуманизации и эмоциям (например, отвращению и эмпатии). С коллегой Кристофом Дхонтом он написал книгу «Почему мы любим и эксплуатируем животных».