Профидентичность: кем ты стал, когда вырос?

В прошлом, когда профессию выбирали примерно один раз и на всю жизнь, а иногда даже и не выбирали, а просто наследовали, люди жили, возможно, не слишком долго и счастливо, но как минимум в некоторой определенности. Нынче же с профидентичностью все стало сложнее.

Скорость изменения критериев профессионализма, стандартов образования, возникновения новых профессий, а также возможностей по их освоению беспрецедентна. В результате людей, ищущих себя в профессии и кардинально меняющих по нескольку раз в течение жизни занятия, все больше.

Вместе с тем диффузия между разными областями деятельности усиливается, границы профессий размываются. Последние бастионы удерживают хирурги и стоматологи, хотя и среди них находятся известные блогеры и уже непонятно, то ли врач популярен потому, что хорош как профессионал, то ли к нему идут потому, что он постит веселые истории в «Фейсбуке» (запрещенная в России экстремистская организация).

Сложно бывает признать свои достижения и определить себя как человека той или иной профессии

Синтез направлений, навыков, развитие профессий на стыке наук или искусств, возможность учиться и работать онлайн, совмещая самые разные увлечения, — все это, с одной стороны, делает нашу жизнь интересной, а с другой — более тревожной.

Как определить себя, если названия для такой профессии еще не придумали? Как оценить себя? Как выбрать? На что опираться в определении себя как человека той или иной профессии? На диплом? Но мы все знаем, что для многих занятий наличие специализированного образования уже не так критично.

Нам известны и успешные журналисты, получившие противоречащее их дальнейшей судьбе техническое образование, и владельцы крупных бизнесов, вообще не имеющие высшего образования, и талантливые художники, музыканты, писатели, танцоры, сценаристы, швеи, кондитеры, строители и тренеры, пришедшие к призванию странными, кривыми дорогами, не включающими стандартные, еще недавно обязательные для этих профессий ступени.

Вместе с тем когда мы говорим о себе, то часто не можем определить себя как человека той или иной профессии именно потому, что у нас нет в этой сфере «положенного» образования.

Профидентичность: кем ты стал, когда вырос?

«Да, пишу иногда статьи в разные журналы, лет 15 уже, но какой я журналист, я ведь юридический закончила, так что я не настоящий журналист, так, просто подрабатываю для души».

Или: «Я играю в оркестре, но это хобби, это не профессия, я не могу назвать себя музыкантом, потому что настоящему музыканту необходимо соответствующее образование».

Или: «Ой, да я ведь филфак окончила, какая я модель? Это не считается, я же не на международном подиуме, я просто фотографируюсь пару раз в неделю для разных проектов».

И я смотрю на этих вполне состоявшихся в своих вторых и третьих профессиях музыканта, журналиста, модель и многих других своих знакомых и клиентов и думаю о том, как сложно бывает не обесценить то, что досталось с кажущейся легкостью, как бы между основными делами, как сложно бывает признать свои достижения и определить себя как человека той или иной профессии.

Сложность с профидентификацией возникает и в случае, когда нет однозначных и четких критериев перехода в профессионализм. Вот, к примеру, если я раз в несколько месяцев пишу статьи для разных журналов, я журналист? Важно ли то, что я этим почти не зарабатываю, а основной мой источник доходов — психотерапия? И что из этого можно считать моей профессией? А если я одну книгу напишу — я писатель? Сколько надо книг написать, чтобы так себя назвать?

Нам нужны профессиональные ориентиры. В идеале — люди, которыми мы восхищаемся

Бывает и другая грань невозможности профидентификации, когда профессиональное сообщество, которое существует, тебя по каким-то причинам не устраивает. Например, вы считаете, что определенная часть искусствоведов нарушает этические нормы, когда продает неразбирающимся в искусстве людям дешевки по цене вертолета либо торгует тем, что не должно продаваться, а должно быть общим достоянием.

И тогда в какой-то момент вы решаете, что просто не хотите себя называть искусствоведом. Но кто вы в этом случае? Как себя обозначить?

И даже те, кто работает в одной сфере много лет, даже те, кто имеет профильное образование, даже те, кто рад был бы идентифицироваться с существующим сообществом, выдают на консультациях что-то вроде: «Да, я, конечно, этим занимаюсь, но я ведь не защитил диссертацию (не создал новое направление в этой сфере, не выиграл конкурсы, не сто лет работаю, а всего лишь двадцать), так что я не могу себя назвать настоящим профессионалом».

Похоже, что особенно пагубно в сфере профидентичности, как, впрочем, и во всех остальных, работает сравнение себя с другими, потому что всегда находятся те, кто успешнее, опытнее, сильнее. И с этим связаны сильнейшие кризисы среднего возраста, когда большинству из нас предстоит признать, что мы отнюдь не обладаем талантами гениев. В лучшем случае мы просто одарены и, скорее всего, не достигнем тех грандиозных вершин, которые рисовали в своем юном воображении.

А если нет, то имеем ли мы право называться профессионалами? Я намеренно не рассматриваю случаи, в которых непрофессионалы гордо присваивают себе право причислять себя к специалистам. Таких полно, но у меня на терапии все больше люди рефлексирующие, с обратной проблемой — невозможностью определить себя через профессию, с ощущением самозванства и одновременным огромным желанием все же стать частью некого настоящего профессионального сообщества.

Где же начинается граница, за которой можно объявить себя человеком той или иной профессии? Как понять, в том ли направлении сделан выбор?

Профидентичность: кем ты стал, когда вырос?

Мой вывод на сегодня такой: мы можем определить себя как человека той или иной профессии, исходя из наших с этой профессией отношений. То, чем мы занимаемся, должно соответствовать нашей системе ценностей и должно приносить нам удовольствие.

В любой профессии может быть рутина или неприятные моменты. Но в целом она должна нам нравиться, потому что мы можем идентифицироваться только с тем, что уважаем, с тем, что входит в нашу систему ценностей, с тем, от чего мы получаем радость. Поэтому давайте начнем с ответов на простые вопросы:

  • Нравится ли вам то, чем вы занимаетесь, или то, чем планируете заниматься?
  • Какие у вас отношения с этой профессией?
  • Что вы любите в ней, что для вас ценно?

Если вы можете положительно ответить на вопрос о соотнесении ваших ценностей и того, чем вы занимаетесь, это признак правильного выбора. Далее для большинства из нас будет полезным расстаться с идеей грандиозности и Призвания с большой буквы «П».

Есть те, кому вы помогаете в работе? Есть те, кто у вас покупает? Есть те, кто вас читает, слушает, учится, приходит к вам за помощью? Вы знаете хотя бы одного человека, которому можете быть полезны? Поздравляю вас, это первый шаг в профессии, вы уже в ней.

А еще нам нужны профессиональные ориентиры. В идеале — люди, которыми мы восхищаемся и на которых хотим быть похожи. Найдите тех, кто, по вашим ощущениям, очень успешен в выбранном вами пути. Поговорите с ними. Вы будете удивлены, но окажется, что многие из них с удовольствием делятся опытом развития в профессии, с удовольствием поддерживают новичков и помогают преодолевать первые сомнения.

Ну и еще одно. Уильям Джеймс (один из основателей психологии как науки) много писал о свободе воли. Размышляя о разных философских подходах к этому вопросу, он в итоге пришел к выводу, которым я предлагаю руководствоваться тем, кто сомневается в своей профидентичности.

Джеймс написал, что свобода воли есть, а утверждение об этом, по сути, и является первым подтверждением ее наличия. Давайте руководствоваться тем, что у нас есть свобода воли самоопределения. Нам просто надо взять на себя за это ответственность, прочувствовать себя изнутри тем, кем мы хотим быть. Признать, не ожидая внешнего признания, не собирая «звезд на погоны», просто подойти к зеркалу и сказать: «Я журналист, я писатель, я музыкант. Сегодня я выбираю это».

Виктория Лабокайте

Об авторе:

Виктория Лабокайте — психолог, консультант, управляющий партнер консалтинговой компании IDEASEA.