Пропаганда: почему она нам необходима
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что такое пропаганда

Чтобы победить, нужно ослабить врага…

Прежде всего, пропаганда — это оружие. И оружие мощное. Сунь-Цзы, древнекитайский стратег и один из теоретиков искусства войны, в 5 веке до н.э. писал: «Пусть на улицах вражеской столицы шепчутся, что князь обворовывает народ, советники его предали, чиновники спились, а воины голодные и босые. Пусть жители калечат имя своего князя и произносят его неправильно… Пусть им при сытой жизни кажется, что они голодают. Пусть состоятельные жители завидуют тем, кто в княжестве Вэй пасет скот. Разжигайте внутренний пожар не огнем, а словом, и глупые начнут жаловаться и проклинать свою родину. И тогда мы пройдем через открытые ворота…»

У каждого государства, у каждой национальной культуры есть своя армия и свой арсенал. И он не заканчивается только на материальном уровне — оружие может быть интеллектуальным, может воздействовать на психику, манипулировать сознанием, ослаблять сопротивляющиеся стороны изнутри, в стане врага. Это актуально в любом противоборстве: для победы нужно ослабить противника.

…и вдохновить единомышленников

Любому народу, этносу необходимо создавать и особые героические мифы. Так, «кодом» древнегреческой культуры стали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В одной говорится о непобедимости оружия древних эллинов (ахейцев и дарийцев), а в другом — о герое, который возвращается домой даже из потустороннего мира.

Почему пропаганда нам необходима

О пропаганде обычно говорят в негативном ключе. Однако она имеет не только отрицательное, но и положительное значение. Это мощное средство против одиночества личности: когда наше сознание соединяется с коллективным, мы ощущаем свою принадлежность к определенной общности.

На этом и строится вся поэтика героизма («я защищаю свой мир», «жертвую собой за други своя»), на этом построены и многие великие произведения: «Жизнь и судьба», «Тихий Дон», «Война и мир», «Отверженные». И каждое из них можно рассматривать как гениальную, но пропаганду.

Пропаганда позволяет личности приобщиться к общности. Ощутить себя частью целого — это важная человеческая потребность

Человек вне рода, вне этой общности может уйти в «мелкоту», в принцип, по которому сейчас живет западный мир: «есть только я и мои обстоятельства». Но мир шире, чем мы и наши обстоятельства. В нем огромное количество таких процессов, которые требуют от нас решения, защиты, взаимной поддержки и многого другого.

Сила пропаганды в том, что она старается нас объединить и дать больше, чем личная судьба каждого в отдельности. Философ А. Ф. Лосев говорил о том, что факты — ничто, но есть общности, которые правят миром. И к категории общности как раз относится пропаганда.

На чем строится пропаганда

Бинарное мышление

Как и все остальные элементы манипуляции, пропаганда основана на принципах бинарного мышления. Им обладают практически все люди. Например: есть добро и есть зло. Положительный герой и злодей. Свои и чужие. Видеть черное и белое, не различая оттенков, крайне просто, а мозг всегда стремится к экономии усилий. Поэтому пропаганда опирается на простое разделение: «хорошее» и «плохое».

«Абсолютная очевидность»

Пропаганда априори не предполагает никакого сравнения разных мнений. Один из главных ее инструментов — так называемая «абсолютная очевидность»: есть некий тезис, в котором в принципе никто не может и не должен сомневаться.

Например, если взять религию, то сомневаться в существовании Бога и в Священном писании совершенно невозможно. Это абсолютная очевидность для людей верующих. И тот, кто выражает сомнения, становится врагом — ведь он сомневается в непреложной истине.

Сомневаясь в «абсолютной очевидности» тезисов и сравнивая разные мнения, мы фактически используем инструмент, помогающий не поддаваться пропаганде. Сопоставляя разные точки зрения и делая свои выводы, мы развиваем критическое мышление.

Критическое мышление

Принято считать, что критическое мышление — это чуть ли не основа цивилизованного общества. Само собой разумеется, что в навыке фильтровать информацию, разбивать ее на части, подвергать сомнению и искать собственные выводы есть польза. Но в то же время этот подход усиливает ощущение своей оторванности от корней, от того общего, которое объединяет наш род, наших предков и нас самих.

Не надо забывать, что у каждого явления существует своя Тень. И есть персонаж в мировой культуре, который даст фору любому критическому мышлению… Это Дьявол. Сатанил (Satanael) в переводе с еврейского означает противящийся, то есть критикующий, не принимающий. Он только и делает, что критикует.

Мир без черного цвета, без Тени — мир неполный. И Дьявол играет огромную роль, наряду со светлыми силами. Нельзя увлекаться только критическим мышлением, потому что оно лишит нас общности, уведет к абсолютному, самоуничтожающему одиночеству. Если хотите, к нигилизму. Мы перестанем во что бы то ни было верить. А без веры человека нет.

«Человек вне пропаганды не существует»

Активно выступая против некой идеи, мы нередко совершаем те же ошибки, что и те, с кем мы боремся. А именно — не вникаем в нюансы противоположной точки зрения и не видим, что и в ней могут быть идеи, которые можно использовать для себя, которые могут развивать наше мышление.

Мы снова и снова поддаемся соблазну поделить все на черное и белое. Правых и неправых. Так легче смотреть на мир. Намного сложнее и для восприятия, и для мышления, — увидеть, что он состоит из оттенков, которые друг друга обогащают. Для этого нужно больше видеть, глубже думать и, главное, вырваться из рамок своего привычного образа мышления.

Пропаганда — это хорошо или плохо? Однозначного ответа нет. Это сложное, противоречивое явление

Когда кто-то ругает пропаганду, это означает, что его голова полна… другой пропаганды. Они сталкиваются и взрывают мозг. И если начать расспрашивать — обязательно выяснится, что он с чужого листа транслирует другие установки, которые принял потому, что определил свою общность с той пропагандой, а не с этой. На самом деле человек вне пропаганды не существует.

Поэтому важно не только критическое мышление, но и понимание. Когда мы понимаем, как на нас пытаются воздействовать, за какие крючки дергают и чего добиваются, у нас есть возможность с этим согласиться или не согласиться. Подумать, взвесить, оценить и понять — ведут нас к какой-то благой цели или подсовывают фальшивку, от которой мы хотим отказаться.


При написании статьи использованы материалы подкаста ЖЖ «ПРОПАГАНДА | ЕДИНСТВО ИЛИ МАНИПУЛЯЦИЯ»

Евгений Жаринов
Евгений Жаринов

Литературовед, публицист, переводчик, доктор филологических наук, профессор кафедры всемирной литературы филологического факультета МПГУ

Личный сайт
Николай Жаринов
Николай Жаринов

Филолог, литературовед, писатель, главный редактор и автор проекта Artifex.Ru и «Литературный сомелье»

Личный сайт