Пропаганда: почему она нам необходима
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что такое пропаганда

Чтобы победить, нужно ослабить врага…

Прежде всего, пропаганда — это оружие. И оружие мощное. Сунь-Цзы, древнекитайский стратег и один из теоретиков искусства войны, в 5 веке до н.э. писал: «Пусть на улицах вражеской столицы шепчутся, что князь обворовывает народ, советники его предали, чиновники спились, а воины голодные и босые. Пусть жители калечат имя своего князя и произносят его неправильно… Пусть им при сытой жизни кажется, что они голодают. Пусть состоятельные жители завидуют тем, кто в княжестве Вэй пасет скот. Разжигайте внутренний пожар не огнем, а словом, и глупые начнут жаловаться и проклинать свою родину. И тогда мы пройдем через открытые ворота…»

У каждого государства, у каждой национальной культуры есть своя армия и свой арсенал. И он не заканчивается только на материальном уровне — оружие может быть интеллектуальным, может воздействовать на психику, манипулировать сознанием, ослаблять сопротивляющиеся стороны изнутри, в стане врага. Это актуально в любом противоборстве: для победы нужно ослабить противника.

…и вдохновить единомышленников

Любому народу, этносу необходимо создавать и особые героические мифы. Так, «кодом» древнегреческой культуры стали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В одной говорится о непобедимости оружия древних эллинов (ахейцев и дарийцев), а в другом — о герое, который возвращается домой даже из потустороннего мира.

Почему пропаганда нам необходима

О пропаганде обычно говорят в негативном ключе. Однако она имеет не только отрицательное, но и положительное значение. Это мощное средство против одиночества личности: когда наше сознание соединяется с коллективным, мы ощущаем свою принадлежность к определенной общности.

На этом и строится вся поэтика героизма («я защищаю свой мир», «жертвую собой за други своя»), на этом построены и многие великие произведения: «Жизнь и судьба», «Тихий Дон», «Война и мир», «Отверженные». И каждое из них можно рассматривать как гениальную, но пропаганду.

Пропаганда позволяет личности приобщиться к общности. Ощутить себя частью целого — это важная человеческая потребность

Человек вне рода, вне этой общности может уйти в «мелкоту», в принцип, по которому сейчас живет западный мир: «есть только я и мои обстоятельства». Но мир шире, чем мы и наши обстоятельства. В нем огромное количество таких процессов, которые требуют от нас решения, защиты, взаимной поддержки и многого другого.

Сила пропаганды в том, что она старается нас объединить и дать больше, чем личная судьба каждого в отдельности. Философ А. Ф. Лосев говорил о том, что факты — ничто, но есть общности, которые правят миром. И к категории общности как раз относится пропаганда.

На чем строится пропаганда

Бинарное мышление

Как и все остальные элементы манипуляции, пропаганда основана на принципах бинарного мышления. Им обладают практически все люди. Например: есть добро и есть зло. Положительный герой и злодей. Свои и чужие. Видеть черное и белое, не различая оттенков, крайне просто, а мозг всегда стремится к экономии усилий. Поэтому пропаганда опирается на простое разделение: «хорошее» и «плохое».

«Абсолютная очевидность»

Пропаганда априори не предполагает никакого сравнения разных мнений. Один из главных ее инструментов — так называемая «абсолютная очевидность»: есть некий тезис, в котором в принципе никто не может и не должен сомневаться.

Например, если взять религию, то сомневаться в существовании Бога и в Священном писании совершенно невозможно. Это абсолютная очевидность для людей верующих. И тот, кто выражает сомнения, становится врагом — ведь он сомневается в непреложной истине.

Сомневаясь в «абсолютной очевидности» тезисов и сравнивая разные мнения, мы фактически используем инструмент, помогающий не поддаваться пропаганде. Сопоставляя разные точки зрения и делая свои выводы, мы развиваем критическое мышление.

Критическое мышление

Принято считать, что критическое мышление — это чуть ли не основа цивилизованного общества. Само собой разумеется, что в навыке фильтровать информацию, разбивать ее на части, подвергать сомнению и искать собственные выводы есть польза. Но в то же время этот подход усиливает ощущение своей оторванности от корней, от того общего, которое объединяет наш род, наших предков и нас самих.

Не надо забывать, что у каждого явления существует своя Тень. И есть персонаж в мировой культуре, который даст фору любому критическому мышлению… Это Дьявол. Сатанил (Satanael) в переводе с еврейского означает противящийся, то есть критикующий, не принимающий. Он только и делает, что критикует.

Мир без черного цвета, без Тени — мир неполный. И Дьявол играет огромную роль, наряду со светлыми силами. Нельзя увлекаться только критическим мышлением, потому что оно лишит нас общности, уведет к абсолютному, самоуничтожающему одиночеству. Если хотите, к нигилизму. Мы перестанем во что бы то ни было верить. А без веры человека нет.

«Человек вне пропаганды не существует»

Активно выступая против некой идеи, мы нередко совершаем те же ошибки, что и те, с кем мы боремся. А именно — не вникаем в нюансы противоположной точки зрения и не видим, что и в ней могут быть идеи, которые можно использовать для себя, которые могут развивать наше мышление.

Мы снова и снова поддаемся соблазну поделить все на черное и белое. Правых и неправых. Так легче смотреть на мир. Намного сложнее и для восприятия, и для мышления, — увидеть, что он состоит из оттенков, которые друг друга обогащают. Для этого нужно больше видеть, глубже думать и, главное, вырваться из рамок своего привычного образа мышления.

Пропаганда — это хорошо или плохо? Однозначного ответа нет. Это сложное, противоречивое явление

Когда кто-то ругает пропаганду, это означает, что его голова полна… другой пропаганды. Они сталкиваются и взрывают мозг. И если начать расспрашивать — обязательно выяснится, что он с чужого листа транслирует другие установки, которые принял потому, что определил свою общность с той пропагандой, а не с этой. На самом деле человек вне пропаганды не существует.

Поэтому важно не только критическое мышление, но и понимание. Когда мы понимаем, как на нас пытаются воздействовать, за какие крючки дергают и чего добиваются, у нас есть возможность с этим согласиться или не согласиться. Подумать, взвесить, оценить и понять — ведут нас к какой-то благой цели или подсовывают фальшивку, от которой мы хотим отказаться.


При написании статьи использованы материалы подкаста ЖЖ «ПРОПАГАНДА | ЕДИНСТВО ИЛИ МАНИПУЛЯЦИЯ»

Евгений Жаринов

Литературовед, публицист, переводчик, доктор филологических наук, профессор кафедры всемирной литературы филологического факультета МПГУ

Личный сайт
Николай Жаринов

Филолог, литературовед, писатель, главный редактор и автор проекта Artifex.Ru и «Литературный сомелье»

Личный сайт