Советские мультфильмы о детях: чему они нас учат?

«Трое из Простоквашино»

Мультфильм cоздан на студии «Союзмультфильм» в 1984 году по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Те, кто вырос в СССР, назовут ситуацию обычной: родители заняты работой, ребенок после школы предоставлен себе. Есть ли в мультфильме настораживающие моменты и что о нем скажет детский психолог?

Лариса Суркова:

«Для советских детей, которые в большинстве своем были лишены родительского внимания (в том количестве, в котором им его хотелось бы), мультфильм был очень понятным и правильным. Так уж была выстроена система — мамы рано отправлялись на работу, дети — в ясли, в детские сады. У взрослых не было выбора. Так что ситуация в мультфильме показана довольно типичная.

С одной стороны, мы видим мальчика, на которого мама не обращает внимания, и он много времени проводит один (при этом родители, особенно мама, кажутся достаточно инфантильными). С другой стороны, у него есть возможность посвятить это время себе самому. Он занимается тем, что ему интересно, общается с животными.

Я думаю, этот мультфильм играл роль своего рода поддержки для советских детей. Во-первых, они могли увидеть, что не одиноки в своей ситуации. А во-вторых, он давал возможность понять: не так уж и плохо быть взрослым, ведь тогда бразды правления находятся в твоих руках и ты можешь быть вожаком — даже такой своеобразной стаи.

Думаю, что современные дети смотрят на эту историю немножко иначе. Им свойственна глубокая оценка многих ситуаций. Мои дети всегда спрашивают, где родители мальчика, почему его отпустили одного в деревню, не спросили документы в поезде, и так далее.

Сейчас дети растут в ином информационном поле. И мультфильмы про Простоквашино дают родителям, которые родились еще в Советском Союзе, повод поговорить со своим ребенком о том, что когда-то все было совсем иначе».

Советские мультфильмы о детях: чему они нас учат?

«Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

Снят на «Союзмультфильме» в 1969-1970 годах по мотивам трилогии Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Эта веселая история сегодня вызывает у зрителей противоречивые чувства. Мы видим одинокого ребенка из многодетной семьи, который не уверен в том, что его любят, и находит себе воображаемого друга.

Лариса Суркова:

«Эта история иллюстрирует довольно распространенное явление: есть синдром Карлсона, который описывает все происходящее с Малышом. Шесть-семь лет — возраст условной нормы, когда у детей может возникнуть вымышленный друг. Это дает им возможность бороться со своими страхами и делиться с кем-то своими чаяниями.

Не надо пугаться и убеждать ребенка в том, что его друга не существует. Но не стоит и подыгрывать, активно общаться и играть с воображаемым приятелем вашего сына или дочери, поить его чаем или как-то еще «взаимодействовать». А вот если ребенок не общается ни с кем, кроме придуманного персонажа, это уже повод проконсультироваться с детским психологом.

В мультфильме много разных нюансов, которые можно рассматривать отдельно. Это многодетная семья, мама и папа работают, к Малышу никто не прислушивается. В подобных ситуациях, переживая одиночество, многие дети и придумывают свой собственный мир — с отдельным языком и персонажами.

Когда у ребенка есть реальный круг общения, ситуация упрощается: окружающие люди становятся его друзьями. Когда их нет, остаются лишь вымышленные. Но в норме это проходит, и ближе к семи годам дети активнее социализируются, а придуманные приятели их покидают».

Советские мультфильмы о детях: чему они нас учат?

«Дом для Кузьки»

Студия «Экран» в 1984 году сняла этот мультфильм по мотивам сказки Татьяны Александровой «Кузька в новой квартире». Девочке Наташе 7 лет, и у нее тоже появляется почти «воображаемый» друг — домовенок Кузя.

Лариса Суркова:

«Кузя — «отечественный вариант» Карлсона. Эдакий фольклорный персонаж, всем понятный и близкий. Героиня мультфильма находится в том же возрасте, что и Малыш. У нее тоже появляется воображаемый друг — помощник и соратник в борьбе со страхами.

Оба ребенка, из этого мультфильма и из предыдущего, прежде всего боятся находиться дома в одиночестве. И обоим приходится там оставаться, потому что родители заняты работой. Домовенок Кузя поддерживает Наташу в непростой для ребенка ситуации точно так же, как делают это Карлсон с Малышом.

Я считаю, это хорошая проективная методика — дети могут проецировать на героев свои страхи и так же, благодаря мультику, ними расставаться».

Советские мультфильмы о детях: чему они нас учат?

«Мама для мамонтенка»

В 1977 году на золотоносном прииске в Магаданской области было обнаружено сохранившееся тело мамонтенка Димы (так его назвали ученые). Благодаря вечной мерзлоте он прекрасно сохранился и был передан палеонтологам. Скорее всего, именно эта находка вдохновила автора сценария Дину Непомнящую и других создателей мультфильма, снятого студией «Экран» в 1981-м.

История про осиротевшего малыша, который отправляется на поиски мамы, не оставит равнодушным даже самого циничного зрителя. И как хорошо, что в финале мультфильма Мамонтенок обретает маму. Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети...

Лариса Суркова:

«Мне кажется, это очень важная история. Она помогает показать оборотную сторону медали: не все семьи бывают полными, и не во всех семьях дети — родные, кровные.

В мультфильме прекрасно отражен вопрос принятия и даже какой-то толерантности в отношениях. Сейчас я вижу в нем интересные детали, на которые раньше не обращала внимания. Например, во время путешествия по Кении я заметила, что слонята действительно ходят, держась за хвостик мамы. Очень здорово, что в мультике это так и показано и обыграно, в этом есть какая-то искренность.

А еще эта история дает поддержку мамам. Кто из нас не плакал под эту песню на детских утренниках? Мультфильм помогает нам, женщинам с детьми, не забывать о том, как мы нужны и любимы, и это особенно важно, если мы устали, если нет сил и совсем тяжело...»

Советские мультфильмы о детях: чему они нас учат?

«Умка»

Кажется, у маленьких зверей в советских мультиках отношения с родителями складывались намного лучше, чем у «человеческих детенышей». Вот и Умку мама терпеливо и мудро учит необходимым навыкам, поет ему колыбельную и рассказывает легенду о «печальной рыбе-солнце». То есть дает необходимые для выживания навыки, дарит материнскую любовь и передает мудрость рода.

Лариса Суркова:

«Это тоже проективная история про идеальные отношения мамы и малыша, где показаны особенности детского поведения. Дети бывают не правы, они шалят. И для маленького человека, который смотрит этот мультик, это возможность увидеть своими глазами, к чему может привести плохое поведение. Это вдумчивая, искренняя, эмоциональная история, которую будет интересно обсуждать с детьми».

Да в ней намек!

В мультфильмах и книгах, на которых выросли поколения советских детей, можно найти немало странностей. Современные родители часто переживают, что дети могут расстроиться, ознакомившись с грустной или подозрительной с точки зрения сегодняшних реалий историей. Но не стоит забывать, что мы имеем дело со сказками, в которых всегда есть место условностям. Мы всегда можем объяснить ребенку разницу между миром реальным и пространством фантазии. Ведь дети прекрасно понимают, что такое «понарошку», и умело пользуются этим «инструментом» в играх.

«В своей практике я не встречала детей, травмированных, к примеру, мультфильмом про «Простоквашино», — замечает Лариса Суркова. И если вы бдительный и тревожный родитель, рекомендуем положиться на мнение эксперта, устроиться поудобнее вместе с вашим ребенком и получить удовольствие от совместного просмотра любимых историй детства.

Лариса Суркова

Об эксперте

Лариса Суркова — психолог, автор книг по детской и семейной психологии, руководитель московского многопрофильного центра развития «Как здорово!». Ее блог.