«Спящая красавица»: как понять, что вы играете роль жертвы
Фото
Unsplash

— Здравствуйте! Я не опоздала? Знаете, так спешила, потом забыла адрес и испугалась, что и ваш номер телефона тоже не записала.

Приятная кудрявая блондинка растерянно смотрит на меня, и я чувствую, что обязана ей немедленно чем-то помочь.

— Здравствуйте, все хорошо. Проходите, снимайте пальто, садитесь.

Едва сдерживаюсь, чтобы не броситься помогать ей снимать верхнюю одежду.

— Вам как будет удобно, куда мне лучше сесть?

— Вы можете выбрать любое свободное кресло, которое вам понравилось. Рассказывайте, что вас беспокоит?

— Я даже и не знаю, зачем обычно приходят к психологу. Мне сказали, что можно, а теперь даже не знаю. Надо было заранее вопрос подготовить, да? Я думаю, может обсудить то, что встречаюсь с мужчиной и хотела бы, чтобы мы съехались. Вернее, чтобы я к нему переехала. Но он не предлагает. Не знаю, что делать.

— Что вы уже делали?

— Я намекала, что хотелось бы чаще быть вместе. Говорила, что если бы он снял для нас двоих квартиру, то мы бы могли приглашать туда друзей. К тому же работа перестала радовать, потому что начальница сменилась. Так я бы забеременела.

— И тогда можно было бы с работы уйти? Что потом?

— Потом придумала бы что-то. Может, сетевой бизнес или блог бы стала вести. Хотя вообще, пока ребенок подрастет…

Клиентка, похоже, застряла в позиции жертвы, отсюда все проблемы и запросы в ее запутанных отношениях.

Треугольник Карпмана

Прежде чем рассказать о жертве и как ее обнаружить в себе, пару слов о треугольнике Карпмана. Джеральд Уикс в «Психотехнике парадокса» писал, что это система, обедненная ресурсами, в которой все участники стараются незаконно заполучить любовь и статус. Почему незаконно? Потому что вместо декларации своих намерений и ожиданий все бессознательно играют любимую сценарную роль: спасателя, преследователя и жертвы.

Жертвой нас делают не обстоятельства, а внутренний сценарий. Его важно осознать и при необходимости переписать. Проще всего определить тот миф, что ведет нас по жизни, вспоминая любимые сказки, фильмы и мультфильмы.

Спасательница

Есть истории с героическими женскими персонажами: Герда, Женщина-кошка, Малефисента. Такие сюжеты определяют жизненный сценарий спасательницы.

Преследовательница

Есть сказки со злыми, но притягательными для кого-то теневыми персонажами: сама Снежная королева, Королева из Белоснежки. Такой сценарий характерен для самостоятельных, независимых преследовательниц. Они всего добиваются сами, не ждут милостей от природы, руководят семьей и бизнесом недрогнувшей рукой.

Жертва

Еще есть сказки о хороших, добрых, но совершенно беспомощных принцессах — это сценарий жертвы. Героини проводят свои дни в хлопотах, мечтах и во сне. Конечно, это сказки о Золушке и Спящей красавице.

«Спящая красавица»: как понять, что вы играете роль жертвы
Фото
Unsplash

Коммуникационные привычки жертвы

Каждый человек при первом знакомстве оценивает собеседника в считаные секунды. Теоретик театра и исследователь психологии человеческого поведения Петр Ершов считал, что в процессе общения мы демонстрируем три возможных вида пристройки: сверху, снизу и на равных. Соответственно, с человека, застрявшего в жертве, сразу считываются все или несколько признаков пристройки снизу.

Вербальные признаки (в том числе в переписке):

  • просительная интонация;

  • множество извинений, просьб и оправданий;

  • избыточная благодарность;

  • возвышение собеседника;

  • жалобы, упреки и оправдания;

  • описание безнадежной ситуации без формулирования просьбы или запроса.

Невербальные признаки:

  • взгляд снизу;

  • виноватые или заискивающие интонации, подача руки ладонью вверх и так далее;

  • тихий, неуверенный голос (в письменной коммуникации множество многоточий);

  • уступчивость, желание услужить;

  • опущенные, поднятые плечи.

Суть речи жертвы:

  • Все плохо, выхода нет, никто не может помочь.

  • Жалобы на несправедливость жизни, в которой приходится работать или предпринимать какие-то целенаправленные действия.

  • «Сейчас никто ничего не делает просто так, а вот если бы у меня был апельсин, то я бы тебя обязательно угостил».

  • Завуалированное желание сесть кому-то на шею и ничего не делать или делать нечто для души, не приносящее доход.

  • Игра «Да, но…» Предоставление возражений, объясняющих, почему ничего не получится, на любое конструктивное предложение совершить какое-то действие.

Реакция другого на жертву:

  • Чувство жалости, вины и желание помочь. Помните, я чуть не побежала помогать снимать пальто? Такое происходит у женщин или мужчин-спасателей. Именно на них в основном направлены все слова и сигналы жертвы.

  • Раздражение и злость, что предложения конструктивных действий не принимаются.

  • Усталость и разочарование оттого, что за жертву приходится все делать, но помощь все равно как будто утекает в черную дыру беспомощности.

Тайные выгоды и явные недостатки сценария «Спящей красавицы»

Через какое-то время совместной работы с клиенткой прояснились те принципы, которыми она руководствовалась в жизни и которые привели ее в тупик. Потому что мужчина, как выяснилось позже, не хотел ни арендовать квартиру, ни жить вместе, ни тем более заводить детей. Девушка много месяцев пребывала в напрасных иллюзиях и ожиданиях просто потому, что ее сказка предполагала абсолютную пассивность и ожидание.

Для человека с таким сценарным посланием невозможно хоть как-то обозначить свои желания мужчине

Ей казалось, что женственность равна беспомощности, если быть вечным ребенком, то обязательно придет прекрасный принц и решит все бытовые проблемы. Я в целом не против принцев, но сталкиваюсь с тем, что они или слишком долго «скачут», или оказываются чудовищами. Давайте рассмотрим оба варианта.

1. Долгое ожидание

Если девушку, застрявшую в сценарии жертвы, долго не будят поцелуем, то уже после лет 35 она превращается в раздраженную мужененавистницу: выставляет огромный счет всем мужчинам, которые забыли, что значит быть рыцарями. С таким подходом шансы встретить хотя бы дворецкого стремятся к нулю.

2. Принц-тиран

Под маской принца приходит тиран. Человек, который демонстрирует покровительственное отношение, желание решать все проблемы и заботиться. На фоне долгих ожиданий у красавицы отключается критическое мышление, она не видит тревожных знаков. Например, что он срывается на официантов, рассказывает гадости о бывших подругах, фантазирует о мести начальникам, друзьям и иным недостойным людям. Часто такие отношения через какое-то время заканчиваются моральным или физическим насилием.

«Спящая красавица»: как понять, что вы играете роль жертвы
Фото
Unsplash

Что делать?

1. Понять свой сценарий

Вспомните и проанализируйте любимые сказки, их персонажей и ваши ожидания от отношений. Свойственны ли вам указанные выше проявления жертвы? Если да, то при каких обстоятельствах они дают о себе знать?

2. Принять, что женская привлекательность не равна беспомощности

Давайте вспомним героинь и актрис, которые занимают первые места в списках самых желанных женщин мира: Дженнифер Лоуренс, Галь Гадот, Анджелина Джоли. Прославились они, играя совсем не беспомощных женщин.

3. Перестать искать отца в мужчинах

Для этого есть разные техники. Самостоятельно вы можете написать письмо отцу. Но только искреннее и настоящее. Не пишется — нарисуйте вас вместе. Как вы проводили время в детстве: смотрели телевизор, он водил вас в детский сад или парк. Что-то хорошее наверняка было.

Очень часто вдруг неожиданно звонит отец и предлагает встретиться. Появляется шанс разрешить с ним те проблемы, которые вы решаете с мужчинами. Высказать обиды, предъявить претензии, потребовать любви и заботы. Пусть отец будет на своем месте, а мужчина — на месте равного взрослого партнера.

4. Начать говорить о своих желаниях и обозначать границы

Понемногу, сначала самым близким людям, потом знакомым и коллегам. Ищите приемлемую форму сказать «нет» или обозначить свои ожидания, не обвиняя другого. Например, так: «Мне приятно, что ты подарил мне этот торт со взбитыми сливками. Потратил время, выбрал и купил его. Я с удовольствием съем кусочек, но больше не смогу. У меня спортивный режим».

Брак — это не конечная цель

Мы не знаем, как жили в сказках после свадьбы, да и жили в те времена не так уж долго. Вам я желаю долгой и счастливой жизни с партнером, которого вы любите, с которым не боитесь говорить о чувствах и желаниях, который отвечает вам взаимностью. После свадьбы вам еще предстоит провести много лет вместе.

В книге дается анализ своеобразной и очень опасной пораженческой психологии, сковывающей и подавляющей личностный потенциал, подчиняющей личность различным ролям и маскам, — установки на поведение жертвы. Перед читателями пройдет галерея легко узнаваемых образов, которые постоянно встречаются в жизни и черты которых читатели могут обнаружить и в самих себе. Автор не только описывает эти деструктивные изменения личности, но и предлагает возможные варианты преодоления пораженческой психологии и выхода на иной, конструктивный уровень развития, — уровень жизненного творчества.

 Мария Одинцова «Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых»
Реклама. www.chitai-gorod.ru
София Еникеева
София Еникеева

Клинический психолог, член Ассоциации психоаналитических коучей, член благотворительного проекта по психологической помощи химически зависимым, Clinical High Level Master in Brief Strategic Psychotherapy (краткосрочная стратегическая терапия)

Личный сайт