Свобода мысли: как выбрать убеждения, чтобы добиться успеха, — попробуйте в жизни
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Как убеждения влияют на жизнь

Психолог Кэрол Дуэк в Стэнфордском университете занимается изучением того, как убеждения человека влияют на его жизнь. В исследованиях она рассказала об экспериментах, проведенных в школах. Группе детей объявили, что способность к обучению можно развить. Тем самым у них создавалось убеждение, что они способны преодолеть трудности и могут лучше учиться. В результате дети продемонстрировали более высокую успеваемость по сравнению с контрольной группой.

В другом эксперименте Кэрол Дуэк выяснила, как влияют убеждения студентов на силу воли. В первом тесте провели опрос студентов, чтобы узнать их убеждения: трудная задача выматывает или делает усерднее и сильнее. Затем они проходили еще через ряд экспериментов. Те, что верили в то, что трудная задача отнимает слишком много сил, справлялись со вторым и третьим заданием хуже. Те же, кто верил, что силе воли не угрожает одно трудное задание, со вторым и третьим справлялись так же, как и с первым.

Во втором тесте студентам задавали наводящие вопросы. Одним: «Выполнение трудной задачи заставляет вас почувствовать усталость и взять небольшой перерыв на восстановление?» Вторым: «Иногда выполнение трудной задачи дает вам энергию, и вы легко беретесь за новые сложные задачи?» Результаты получились аналогичные.

Сама формулировка вопроса влияла на убеждения студентов, что отражалось на выполнении заданий

Исследователи решили изучить реальные достижения студентов. Те, кто был убежден, что трудная задача выматывает и снижает самоконтроль, были менее успешны в достижении поставленных целей и склонны прокрастинировать.

Убеждения определяли поведение. Корреляция была настолько сильной, что совпадением ее не назовешь. Что это значит? То, во что мы верим, помогает двигаться вперед, становиться успешными и достигать целей либо питает неуверенность в себе.

Свобода мысли: как выбрать убеждения, чтобы добиться успеха, — попробуйте в жизни
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Как формируются

В принятии решений участвуют две системы: сознательная и бессознательная, контролируемая и автоматическая, аналитическая и интуитивная. Психологи давали им различные наименования.

В последнее десятилетие популярностью пользуется терминология Даниэля Канемана, получившего Нобелевскую премию за достижения в экономике. Он использовал психологические методы изучения поведения людей и написал книгу «Думай медленно, решай быстро», в которой называет две системы принятия решения:

  • Система 1 работает автоматически и очень быстро, управляет процессами, которые не требуют нашего фокуса и сознания, является нашим бессознательным «Я».

  • Система 2 отвечает за сознательные умственные усилия, отождествляется с разумным «Я».

Нам кажется, что большинство решений принимает Система 2, но на самом деле эта система достаточно ленива. Она подключается к принятию решений только тогда, когда Система 1 не справляется и бьет тревогу. В остальных случаях Система 1 полагается на приобретенные из опыта или от других людей представления о мире и о себе.

Эффект установки

Американский психолог Абрахам Лачинс продемонстрировал эффект установки, предложив испытуемым задачу с сосудами с водой. Решив задачу в первом туре, они применяли тот же способ решения и во втором, хотя там был более простой метод решения.

Люди склонны решать каждую новую проблему тем способом, который однажды уже доказал свою эффективность, даже если существует более простой и удобный способ решения. Эффект объясняет, почему мы не пробуем найти решение, если однажды усвоили, что его, как нам кажется, нет.

Когнитивные искажения

Известно более 170 когнитивных искажений, которые заставляют принимать иррациональные решения. Однако единого мнения о том, как они возникают и как их классифицировать, пока не найдено. Ошибки мышления также формируют представления о себе и о мире.

Представьте человека, убежденного в том, что актерским мастерством не заработать. Он встречается с друзьями и слышит от них две разные истории. В одной друзья рассказывают ему об успехе одноклассника, ставшего высокооплачиваемым актером. В другой о том, как их бывшая коллега бросила работу и прогорела на решении попробовать актерскую карьеру. Чьей истории он поверит? Больше шансов, что второй.

Тем самым сработает одно из когнитивных искажений — склонность к подтверждению своей точки зрения или тенденция искать информацию, которая согласуется с убеждением или гипотезой.

Теперь представьте, что его познакомили с тем успешным одноклассником, сделавшим актерскую карьеру. Изменит ли он свое мнение или продемонстрирует эффект стойкости убеждения?

Свобода мысли: как выбрать убеждения, чтобы добиться успеха, — попробуйте в жизни
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Как изменить

Убеждения формируются благодаря опыту и полученной извне информации. У них часто нет ничего общего с реальностью. И вместо того, чтобы облегчать нашу жизнь и защищать от разочарования и боли, они делают нас менее эффективными. Что поможет исправить ситуацию?

Повторения

Использование нейронных связей, представляющих определенный навык и способ мышления, приводит к их укреплению. Если же действие или убеждение не повторяются, нейронные связи ослабевают. Так приобретается навык, будь то умение действовать или способность мыслить определенным образом.

Вспомните, как вы учились чему-то новому, раз за разом повторяли усвоенный урок, пока не достигли успеха в обучении

Чем чаще человек повторяет определенное действие, тем прочнее становится нейронная связь между клетками мозга, которые совместно активировались для осуществления этого действия. Чем чаще активируется нейронная связь, тем выше вероятность активации этих нейронов в будущем. И значит, выше вероятность сделать то же, что и обычно.

Верно и противоположное утверждение: «Между нейронами, которые не синхронизированы, нейронная связь не образуется. Если вы никогда не пробовали посмотреть на себя или на ситуацию с другой стороны, скорее всего, вам будет сложно это сделать».

Реконсолидация памяти

Все убеждения связаны с работой памяти. Мы получаем опыт, слышим слова или воспринимаем поступки по отношению к нам, делаем выводы и запоминаем их. Процесс запоминания проходит три стадии:

  1. обучение,

  2. хранение,

  3. воспроизведение.

В процессе воспроизведения мы запускаем вторую цепочку памяти. Каждый раз, когда мы воспроизводим то, что помним, у нас появляется возможность переосмыслить опыт и сложившееся представление. И дальше в памяти сохранится уже обновленный вариант убеждений.

Знания

Кэрол Дуэк рассказывала школьникам о том, все люди обучаемы и каждый может развить свои способности. Так она помогала детям приобрести новый тип мышления — установку на рост.

В другом эксперименте испытуемые находили больше решений, когда ведущий предупредил их, что им нельзя дать себя обмануть. Знание того, что образ мышления вы выбираете сами, помогает менять установку.

Переосмысление

Правило нейропихолога Дональда Хебба, который изучал значение нейронов для процесса обучения, гласит: то, на что мы обращаем внимание, усиливается. Чтобы изменить убеждение, нужно научиться менять точку зрения на приобретенный опыт.

Если считаете, что вам всегда не везет, вспомните ситуации, когда это не подтверждалось

Опишите, посчитайте, разберите. Действительно ли вас можно назвать человеком, которому не везет? Вспомните ситуации, в которых вам не везло. Подумайте, могло ли быть хуже? Что могло бы случиться при самом неудачном раскладе? Теперь вы еще считаете себя невезучим?

На любую ситуацию, действие или опыт можно посмотреть с разных точек зрения. Это почти так же, как смотреть на горы с высоты самолета, с вершины горы или у ее подножья. Всякий раз картинка будет разной.

Поддержка

Когда мне было восемь, я провела в пионерском лагере две смены подряд. Я закончила первую смену с нелестной характеристикой пионервожатых. Смена закончилась, вожатые сменились, а я осталась. Вожатая второй смены неожиданно увидела во мне потенциал и назначила командиром отряда, тем, кто отвечает за дисциплину в отряде и каждое утро на линейке рапортует о том, как прошел день. Я органично вжилась в эту роль и увезла домой грамоту за отличное поведение во вторую смену.

Так я познакомилась с эффектом Пигмалиона или Розенталя — психологическим феноменом, заключающимся в том, что людям свойственно оправдывать ожидания

Научные исследования изучают эффект Пигмалиона в разных плоскостях:

  • образование (как восприятие учителя воздействует на способности учеников),

  • менеджмент (как доверие и поощрение талантов со стороны руководителя влияет на их раскрытие),

  • спорт (как тренер способствует проявлению сильных сторон спортсменов).

Во всех случаях экспериментально подтверждается положительная взаимосвязь. Это значит, если кто-то в нас верит, мы способны на большее.

Представления о себе и мире могут помогать справляться со сложными задачами, быть продуктивными и успешными, достигать целей. Для этого научитесь правильно выбирать убеждения или менять их. Для начала хотя бы поверьте в это.

Мария Никонова
Мария Никонова

Коуч, блогер