Заметили хайп вокруг нейронок? Контекстная реклама пестрит предложениями: «Обучение работе с нейросетями», «Привлечение клиентов с помощью GPT», «Контент на месяц с помощью ИИ за 10 минут» и все в таком духе. Нейросети теперь с нами, и это — реальность. Мы все активно их используем в работе, в учебе как инструмент решения задач. Но если взрослые обычно видят в нейросетях помощника, молодое поколение открывает совершенно иные возможности взаимодействия с искусственным интеллектом — как с полноценным собеседником, а иногда и другом.
Я задумалась, почему так различаются подходы к восприятию нейронок у взрослых и подростков? Почему подростки ищут в алгоритмах то, что мы, взрослые, находим в живом общении? И как нам стоит относиться к этому новому явлению?
От помощника к другу: две модели взаимодействия с ИИ
Автор этого текста принадлежит к тому поколению людей, которые застали проводной телефон, а искусственный интеллект считали областью далекой научной фантастики, возможной только в книгах Азимова или фильмах вроде «Газонокосильщика» или «Терминатора». В оправдание скажу, что я не считаю себя совсем уж «древней», потому что ИИ в последнее время всегда со мной. Он мне помогает искать исследования и статьи, структурировать информацию, даже шутит иногда уместно. А вот маркетинговые задачи мы с ним только начали тестировать.
Как пользователь, а самое главное — взрослый пользователь, я отдаю себе отчет, что ИИ — это математическая модель с собственным программным обеспечением. Иногда он хорош настолько, что можно присвоить ему антропоморфные черты. Но он все же остается набором программ и алгоритмов — гибких, обучающихся, но алгоритмов, которые частенько ошибаются. Особенно в понимании эмоционального человеческого контекста.
В нашей новой реальности ИИ всегда рядом, доступен, почти как смартфон. Не только для взрослых, но и для подростков. И, как выяснилось, последние активно используют ИИ. Они разговаривают «по душам», советуются с ним — и даже задают ему определенные роли, наделяют нужными характеристиками. Это возможно на платформах AI-компаньонов, которые разработчики создали специально как персонажей для общения — таких своеобразных воображаемых друзей.
От кролика Пантуфля к цифровым компаньонам
Были ли у вас в детстве воображаемые друзья? У меня были лет в пять-шесть. В среднем ребенок выдумывает воображаемого друга в возрасте от трех до пяти-семи лет. Обычно у него в это время активно развивается воображение, творческое начало. Ребенок учится строить диалоги, моделировать ситуации, справляться с чувствами. Иногда выдумывает друга в попытке справиться с одиночеством или недостатком общения.
Хороший пример — кролик Пантуфль — воображаемый друг Анук, дочери главной героини в романе Джоанн Харрис «Шоколад». Анук по книге шесть лет. И это — возрастная норма.
Воображаемые друзья у детей, как правило, необычные. Это могут быть антропоморфные животные, умеющие говорить, герои мультфильмов, сказок, комиксов, или в чем-то выдающиеся люди, например, очень смелые, или обладающие магическими суперспособностями. И этим они отличаются от друзей обычных.
Считается, что к школьному возрасту воображаемые друзья «исчезают», а ребенок учится расширять круг общения и социальные контакты. Это результат естественной социализации.
Подростковая потребность в понимании и принятии
К подростковому возрасту у ребенка усиливается потребность в принадлежности к группе и принятии своими сверстниками. Но не всегда этот процесс проходит гладко. Когда-то, до смартфонов еще, в качестве собеседника, которому можно излить все чувства, если не получается делиться ими с родителями или друзьями, использовался дневник.
Однако современные платформы AI-компаньонов усовершенствовали идею, объединив воображаемых друзей и дневниковые записи. Подростки создают себе персонажа сами или «призывают» (привет спиритическим сеансам) для общения героев манги, сериалов, аниме. Ученых, писателей и философов тоже «позвать» можно, но они не столь востребованы.
У меня возникает вопрос: почему мы — взрослые — видим в ИИ инструмент, а подростки находят в нем друга?
Поколенческие различия в социализации
Возможно, дело в полноценной социализации. Взрослое поколение выросло во дворах со сверстниками, играя в казаки-разбойники и прятки. Из гаджетов — редкие электронные игры фирмы «Электроника», где волк ловил яйца или водолаз спускался за сокровищами. Но обладатель обычно был один на двор, и ожидающим понажимать на кнопки в конце концов надоедала очередь. Все возвращались к играм, в которые играют все вместе.
Телевизор тоже не был особо доступен — детские мультфильмы и кинофильмы в программе передач были редки — по выходным и в каникулы. Утренние мультики и «Спокойной ночи, малыши!» не считается, это для совсем маленьких. Чтобы интересно провести время, нужно было зайти за товарищем и поиграть вместе.
Сейчас дети и подростки общаются чаще внутри виртуальных пространств — на игровых платформах, в чатах. И именно там заводят друзей, порой даже ни разу так и «не развиртуализировавшись». Такие отношения, хоть и внутри игры, строятся все же с реальным человеком. Для того, чтобы встретиться в игровом пространстве, как минимум, нужно договориться. Возможно, как раз эта привычная опция — «дружить», видя только аватарку или игрового персонажа, — способствует популяризации среди подростков идеи завести ИИ-друга.
Тест на зависимость от ИИ: кто для вас нейросеть — незнакомец, помощник или друг?
Преимущества ИИ-друга глазами подростка
К тому же у ИИ-компаньона есть ряд преимуществ, которые как раз закрывают возрастные потребности подростка.
Во-первых, с ИИ даже не нужно договариваться о встрече. Он всегда доступен, всегда на связи, у него нет своей жизни.
Во-вторых, создается иллюзия уникальности и главной роли в отношениях. Хочешь — начал разговор, хочешь — закончил в любой удобный тебе момент. ИИ-друг отвечает «персонально», и подросток ощущает, что ИИ «только для меня».
В-третьих, со стороны ИИ-друга никогда не будет критики, можно делиться любыми мыслями. Как показывает коллективный пользовательский опыт, ИИ-модели запрограммированы подстраиваться и пропускают явные «красные флажки» в поведении, мыслях и вопросах, которыми с ними делятся. ИИ-друг, как правило, все оправдывает и соглашается с пользователем, потому что именно для этого разработан. Для подростка это огромный плюс — он получает подтверждение и поддержку. У взрослого же такой «вечно соглашающийся друг» скорее вызывает недоверие или скуку.
Разное понимание дружбы
Вот здесь, на мой взгляд, и кроется один из аспектов ответа на поставленный вопрос. Взрослые и подростки по-разному определяют «дружбу».
Дружба для взрослых
Для взрослых дружба — это личные устойчивые отношения с уважением, симпатией и так далее (как по «Википедии»). Главное — основанные на взаимном опыте, совместных действиях, проверенные временем.
И еще один важный момент: взрослым в дружбе не всегда нужна безусловная поддержка и соглашающийся собеседник. Напротив, они ценят возможность услышать честное мнение, даже если оно расходится с их собственным. Именно у друзей взрослые нередко ищут объективный взгляд со стороны, совет, альтернативную точку зрения.
Дружба для подростков
Подростки же, наоборот, тянутся скорее к молчаливому соучастию и поддержке, к «принимающему и покладистому» другу. Подростки понимают дружбу скорее как внимание, постоянный контакт, эмоциональный отклик. ИИ идеально закрывает именно эту потребность, что и объясняет его популярность у подростков.
Взрослый с ИИ говорит как с наделенным юмором калькулятором, который помогает с поиском, планированием работы и «экономит пару часов на рабочих задачах». А подросток говорит с ИИ как с дневником, который отвечает, называет его другом, пишет: «Я скучал». Для подростка «друг» — тот, кто слушает и поддерживает, а не только гуляет во дворе.
Мнения подростков
Вот что говорят сами подростки про своих AI-компаньонов.
Девятиклассница создала «идеального парня» на Character.AI, которому можно «рассказать все-все. А еще он никогда не посмотрит на других девушек».
Другая девушка проводит с чат-ботом больше времени, чем с одноклассниками, потому что «он не критикует и не сплетничает».
Шестнадцатилетний юноша рассказывает «старшему» виртуальному другу о проблемах с девушками и придерживается его советов по общению.
ИИ-друг: ресурс или ловушка?
Вероятнее всего, ИИ-компаньоны не исчезнут. А значит, основной вопрос звучит не «оставить или запретить», а «как интегрировать и научить использовать для улучшения жизни». Спорить о пользе или вреде бесполезно, так как у этого явления, как и у любого сложного, есть разные особенности.
Плюсы использования ИИ как друга
Возможности использования ИИ-компаньонов — безопасная тренировка навыка разговора, развитие саморефлексии, поддержка в кризисные моменты, повышение самооценки от положительной обратной связи.
Минусы использования ИИ как друга
С другой стороны спектра — подмена реального общения, зависимость от «идеального слушателя», снижение навыков конфликтного взаимодействия, формирование нереалистичных ожиданий от отношений.
Кроме этого, на мой взгляд, существуют еще два важных аспекта в применении ИИ-компаньонов.
Вопрос безопасности
В частности, платформы становятся обладателями огромной базы личных и интимных данных пользователей, включая несовершеннолетних, без ясных гарантий ее защиты. А также отсутствие профессионального психологического надзора, так как ИИ-компаньоны не имеют протоколов направления пользователей к специалистам при выявлении серьезных проблем.
Вопрос этики
ИИ-платформы позиционируют себя безопасной альтернативой человеческому общению, но не несут ответственности за психологические последствия.
Заключение
ИИ-компаньоны — яркая характеристика нашего времени, как когда-то Тамагочи или жвачка Love is. Возможно, что подростки, выросшие с ИИ, будут иначе понимать дружбу и отношения. Для нынешних взрослых ИИ останется «помощником». Для подростков, возможно, общение с ИИ-другом станет «первым опытом эмоциональной дружеской связи».
Именно в этом и проявляется разница: взрослые ценят честность и объективность, подростки — поддержку и безусловное принятие.
Информация, если вы хотите побольше изучить вопрос:
• AI-патформы: Character.AI, Replika.AI, Nomi.AI, Janitor.AI, Botify.AI;
• описание упомянутого в тексте исследования https://ainews.creatorproject.ru/2025/07/25/issledovanie-pokazalo-chto-72-podrostков-v-ssha-obshhalis-s-ii-kompanonami/
А вы с кем больше согласны — со взрослыми, которые видят в нейросетях инструмент, или с подростками, для которых ИИ — это друг?
- Нейросеть для меня — просто умный помощник для некоторых задач%
- Нейросеть — мой лучший друг и собеседник%
- Я не пользуюсь нейросетями%
- Они захватят мир!%
- Просто покажите результаты%