Марина Филькина
Специалист в области психодрамы и когнитивно-поведенческой терапии.

Дочери 15 лет. Врет, хамит, кричит, ворует деньги, но не признается. Помогать по дому не хочет, гуляет много, уже дружит с мальчиками и года три курит. Уроки делает очень быстро, о профессии не думает. Но требует свободы и чтобы никакой опеки, никаких вопросов.

Татьяна, 54 года 

Татьяна, подростковый период — непростое время и для ребенка, и для родителя. Прежде всего, стоит определить собственную цель: наладить отношения с дочерью? Изменить ее поведение? Изменить свое отношение к происходящему? Что кажется самым важным?

Для подростка очень важна индивидуальность, независимость, свобода, признание сверстников. Подростковая самооценка максимально уязвима, поэтому часто в ход идут агрессия, наращивание колючек и шипов, бунт. Жесткие меры со стороны родителей чаще всего приводят к ухудшению отношений и ситуации в целом и редко дают хоть какой-то осязаемый результат.

Прежде всего стоит обратить внимание на собственное состояние и свои ожидания

Каждый родитель хочет для ребенка только самого лучшего, тем не менее это «лучшее» не всего согласовывается с желаниями ребенка. Важно спрашивать, слушать и слышать ребенка, когда он говорит о своих потребностях. Искать компромиссы, разговаривать и договариваться. Быть на одной стороне, а не вести военные действия.

Ожидания также могут быть основой конфликта в отношениях с дочерью: есть ли у вас ожидания, что она будет вести себя как вы хотите, получать отличные оценки и думать о далеком будущем? И совершенно не будет интересоваться тем, что прямо сейчас происходит в ее жизни?

К сожалению, в подростковом возрасте мы не всегда понимаем ценность долгосрочных личных вложений и тратим время совсем не на то, что окажется полезным спустя время. Тем не менее не отчаивайтесь и попробуйте начать с выстраивания диалога, руководствуясь основными принципами ненасильственного общения:

  • говорить от первого лица, через «я-высказывание»: «я очень расстраиваюсь», а не «ты меня расстраиваешь»

  • называть и перечислять факты без эмоциональной оценки

  • выражать пожелания, а не требовать и не ставить условия

  • говорить о своих потребностях

  • стараться слышать не слова, а чувства, которые за ними стоят

Удачи вам!