Ольга Корженко
Клинический психолог, психоаналитический терапевт и семейный консультант

В апреле у нас появилась собака. Беженцы из Мариуполя, пережившие прямое попадание в дом, приехали в наш город. У них было три собаки: две породистые и один восьмилетний смешанный с колли или шелти дворняга. Эти люди пробыли в многоквартирном доме, где живут мои родители, два дня, а когда навсегда уезжали в другой город, открыли дверь машины и выпустили дворнягу во двор к нам. Пес очень скучал по ним, везде их выглядывал, даже заболел. Мои родители повезли его к ветеринару, он помог.

В итоге Мишку родители решили забрать в другой частный дом, где никто не живет, только еще одна собака. Сделали ему будку, но жил он не на привязи — бегал где хотел по двору. Каждое утро папа приходил кормить, а я все лето ходила по вечерам кормить. Часто мы с мамой ходили в этот дом и по полдня сидели с собаками. Иногда папа оставался с ночевкой с другом — они жарили шашлык и себе, и собакам.

Неделю назад Мишке стало плохо: он начал покашливать, появилась одышка, хрипы. На следующий день папа повез собаку к ветеринару, только вот у нас сейчас туго с ними — доктор, к которому изначально возили, уже не работает, повезли к кому смогли. Ветеринар сказал, что это острая сердечная недостаточность, язык у собаки был синюшный. Назначила уколы и лекарства, но это не помогло. В среду он умер. Мы пришли к 12 часам дня, и он уже не встречал нас. Только Бонечка скулил и показывал, где Мишка лежит. 

Это была чудесная собака: он никогда не огрызался, не кусал, был очень послушным, глаза у него были очень мудрые, наполненные печалью, потому что многое пережил. Он очень радовался нам, всегда встречал и «разговаривал». Мы жалеем, что не разыскали другого ветеринара, что ему нужны были более серьезные лекарства. Что он умирал совсем один, мы даже не попрощались — не ожидали такого, думали, что он выживет. Я не представляю, какую боль он пережил. Виним себя, что взяли собаку в дом, где не ночевали, а гостевали — в нашей квартире уже есть собака и она больна. 

Я виню себя, что не жила там, не гуляла с ним возле моря. Как вернуть время вспять? Ощущение, что эти боль и тяжесть не уйдут никогда. Я понимаю, что прошло всего два дня, но это невыносимо. Мне парень, с которым я живу, говорит, что это ненормально, что это всего лишь собака. Но для меня Мишка был маленьким ангелочком, частичкой души и сердца. Я это осознала еще сильнее тогда, когда он заболел, — до этого я даже и не думала, что смогу так полюбить его.

Почему? За что? Ведь он столько пережил — бомбежки и предательство хозяев. Он нам доверял, а мы только «закололи» уколами и не спасли. Я горжусь, что была знакома с таким замечательным и необыкновенно добрым псом. Плачем и не можем остановиться, виним себя очень. Как справиться с этой болью? Как перестать винить себя?

Мария, 27 лет

Мария, здравствуйте! Это очень грустная история о предательстве, о ситуации, когда люди вынуждены так поступать, и о попытке спасти существо, которое предали. Я думаю, вы сделали все, что было в ваших силах. Не остались равнодушными к беде замечательной собаки. Его бросили хозяева. Мы можем их обвинять, но, возможно, у них не было сил заботиться о трех собаках, так как их собственное будущее было неопределенным. Они надеялись, что здесь о Мишке смогут позаботиться. Так и случилось — вы взяли на себя заботу о нем.

Это действительно большая утрата, потому что вы вложили много сил в то, чтобы залечить Мишкины раны. И душевные, и физические. И Мишка с благодарностью принимал вашу заботу. Был, как вы пишете, «замечательным и необыкновенно добрым псом». Это нормально — переживать потерю существа, которое стало очень дорогим, пусть даже за короткое время.

Человеку можно логически объяснить причины, почему его оставляют. Собака понимает только то, что мир вокруг изменился и близких ему людей рядом нет. И не понимает, почему так произошло и почему он должен принимать ситуацию как есть.

Может быть, в его представлении хозяева умерли, тогда и ему незачем больше жить.Он долго ждал, а потом перестал ждать

Иногда невозможно загладить рану, нанесенную другим человеком. Возможно, он решил больше не жить, то есть его воля к жизни постепенно угасла. Так бывает и с людьми, которые теряют смысл жизни. Трудно сказать, прожил бы Мишка дольше, если бы вы взяли его в квартиру. 

С болью, которая у вас сейчас, очень тяжело справиться. Наверное, должно пройти время, чтобы чувства немного улеглись. Может, вам поможет понимание, что не все всегда зависит от нас. Есть наша сфера влияния, и есть то, что происходит независимо от наших сил, желаний, усилий. Иногда кажется, что все можно исправить, поэтому люди с таким трудом признают утрату. Возникают чувства отчаяния, гнева, злости на себя и окружающих. А потом постепенно приходит понимание и принятие. 

Можно только утешаться мыслью, что вы сделали для Мишки много, он не был заброшен и навсегда остался в ваших мыслях и чувствах.