Евгения Костицына
Работает в направлениях: Когнитивная терапия, Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), Поведенческая психотерапия, Рационально-эмотивная терапия, Схема-терапия, Метакогнитивная терапия, Терапия, сфокусированная на сострадании

С детства панически боялась всего, что связано с больницей, поликлиникой. Когда надо было сдать анализы, особенно кровь, я убегала из дома, лишь бы этого не делать. В результате за всю жизнь я сдала кровь из вены всего два раза, и оба раза упала в обморок. Даже уколы делать не могу, мне нужно несколько часов, чтобы «смириться» с тем, что это будет.

Наверное, важно сказать, что я не боюсь крови и боли и очень терпелива. Но вот решиться на необходимую операцию трудно. Иногда появляются мысли, что лучше умереть, чем ложиться под нож. Еще меня очень пугает наркоз. Пугает беспомощность. Совершенно не представляю, что мне делать, но капельницу я точно не переживу. Хочется забиться в угол и сделать вид, что мне приснился кошмар.

Яна, 21 год

Яна, по какой-то причине ваш мозг видит опасность и угрозу для жизни во всем, что связано с больницей и медицинскими манипуляциями. Возможно, у вас в детстве был травмирующий эпизод при медицинском вмешательстве и с тех пор закрепилось глубинное убеждение: это небезопасно, и нужно делать все возможное, чтобы избежать опасности.

Но дело в том, что многие наши детские убеждения и установки нереалистичны и содержат когнитивные искажения, ведь медицина способствует выживанию, а не наоборот. Плюс к этому, они часто оказываются дисфункциональными и мешают достижению целей. В данном случае ваша цель — поправить здоровье.

Теперь о том, что нужно делать в данной ситуации:

  1. Разобраться в себе, найти главный страх. Например: «Что опасного может быть в капельнице? Вот ставят мне капельницу, и что плохого может произойти?» Допустим, есть мысли о том, что могут ввести что-то не то. «И что тогда? Что дальше может со мной произойти? И что в этом плохого? И что потом?» Рассуждая таким образом, вы раскрываете конкретный сценарий, который связан с опасностью, и понимаете, чего именно вы боитесь.
  2. Теперь нужно проанализировать эти мысли на предмет их реалистичности: почему должно быть так, а не иначе. Факты «за» и факты «против». Какова в целом вероятность негативного исхода событий? И завершающий вопрос: какая цепочка событий наиболее вероятна? Ответ на последний вопрос станет рациональной альтернативой детского убеждения.

Таким образом, вы отправите в мозг новый сигнал о том, что предстоящая операция безопасна, и страх уйдет.