Чего боятся родители первоклассников?

Страх 1. Ребенок не найдет общий язык с одноклассниками или они его плохому научат

Яна, дочь Ника, 7 лет, Москва: «Сейчас я не слежу за каждым шагом Ники, но знаю, что с ней происходит, с кем она общается. А в школе у нее будет свой мир, свои переживания и страхи. Ее могут обидеть, кто-то не захочет с ней дружить».

Анна, дочь Юля, 7 лет, Саратов: «Боюсь, что дочке будет сложно. Она у меня и так часто плачет, а в школе нагрузка большая. Ее и в садике часто дразнили за то, что она такая принцесса. Но там воспитательница заступалась».

Алина, сын Саша, 7 лет, Волгоград: «Я сейчас шла из магазина и слышала, как мальчик лет четырех ругается матом. И его мама к этому спокойно относится. Так вот: маргиналов боюсь в ближайшем окружении сына. Поэтому не стала отдавать его в школу рядом с домом, а убежала с ним в гимназию. Не уверена, что ребенок в этом возрасте может сам придерживаться правильной линии воспитания. А тут весь коллектив новый и никто не будет за ними следить и воспитывать, как в детсаду, где они выросли вместе. А еще подать себя надо, чтоб понравиться».

Страх 2. Нужно будет жить по шаблону

Яна: «Это такое учреждение, где все в рамках, в шаблонах, по нормативам. В большинстве школ в ребенке не видят личность. Шаг вправо, шаг влево – расстрел. А Ника почти не ходила в садик, занималась в творческих студиях, мы с ней много разговариваем. Она для меня личность. И мне страшно, что в школе к ней будут относиться иначе. Боюсь, что школа что-то сломает, испортит в моем ребенке.

Еще страшно, что наша жизнь поменяется. Сейчас у нас нет режима. Ника не ходит в садик, я работаю из дома. Мы можем поздно лечь спать. Ника может спать до обеда. А теперь мне придется самой рано вставать и Нику рано будить. Я помню, как меня будила мама, не хочу скандалов по утрам. Мне хочется, чтобы ребенок просыпался с улыбкой и радостно шел в школу».

Страх 3. Ребенок будет обижать одноклассников и плохо себя вести

Марина, сын Даня, 7 лет, Москва: «Боюсь, что сын что-нибудь ценное сломает или кого-нибудь сильно побьет. Он как ураган. Импульсивный, подвижный. Как он будет полдня сидеть за партой, не представляю».

Страх 4. Школа станет навязывать ценности, которые противоречат семейным

Ирина, дочь Арина, 6 лет, Екатеринбург: «Боюсь, что учителя будут с другими ценностями, будут свои правила внушать – это самый большой страх».

Игорь, сын Ваня, 7 лет, Волгоград: «Боюсь, что в школе сыну «промоют мозги». Читаешь новости и волосы дыбом: то Закон божий хотят во всех школах ввести, то пионерскую организацию возродить».

Страх 5. Попадется плохой учитель

Яна: «Для меня важно, чтобы учитель любил детей, за фамилиями видел личность и в каждом ребенке хотел раскрыть потенциал. Чтобы это был такой человек, который умеет и под систему подстроиться, и детям не навредить».

Игорь: «Мне не по себе от того, что какая-то Марьиванна будет кричать на моего ребенка, называть дураком, если он чего-то не понял и просто замечтался. Моя первая учительница была такой, и во мне долго жил комплекс троечника».

Страх 6. Ребенок будет уставать, не справляться и вся семья будет делать уроки

Анна: «Еще боюсь, что не будет с программой справляться».

Ирина: «Боюсь, что она будет сильно уставать и переутомляться, потому что сейчас какая-то гонка с заданиями и уроками».

Яна: «Меня пугают и домашние задания. Вдруг Ника не захочет их делать или их будет слишком много? Боюсь, что у нас из-за них начнут портиться отношения. Еще говорят, что сейчас многие задания должны делать за детей родители. Боюсь, что Ника будет переживать, что работа, которую она выполнила сама, будет выглядеть хуже, чем то, что сделали родители одноклассников. Но я не хочу делать все за нее. Пусть она гордится своими достижениями».

Чего боятся родители первоклассников?

Страх 7. Ребенку будет скучно, и у него пропадет мотивация

Анна: «Ей и так все быстро надоедает. Дома 5 минут почитает – голова болит, 2 минуты порисует – надоело».

Яна: «Как ни странно, я не боюсь, что ребенок будет плохо учиться, хотя хорошие оценки – это приятно. Мне хочется, чтобы у Ники осталась страсть к познанию и изучению, чтобы ей понравилось учиться. Мне страшно, что у нее отобьют охоту учиться».

Эльвира, сын Артем, 7 лет, Москва: «Вроде бы второй ребенок. С одной стороны, все знаю, с другой – как бывшему преподавателю и репетитору не нравится, куда движется наше образование. От этого дискомфортно. Есть опасения, что мальчишка, умеющий читать, писать и считать, будет скучать».

Ирина: «Я боюсь, что ей будет скучно и неинтересно, что знания окажутся бесполезными в жизни, что вместо детства будет зубрежка».

Страх 8. Произойдет конфликт с учителями

Светлана, сын Женя, 6 лет, Москва. «А я за себя боюсь. Вдруг я в этот раз не сдержусь и выскажу учителям все, что о них думаю? Старшая дочь в этом году школу окончила – и у меня, и у нее нервный срыв. Средняя в шестом классе. Там тоже тихий ужас. А Женька – мальчик, с ним проблем точно больше будет».

«Собственный школьный опыт определяет тревоги родителей»

Опасения родителей понятны, считает Галия Нигметжанова, семейный и детский психолог, консультант по вопросам психического, умственного и эмоционального развития. Ведь школа безусловно окажет большое влияние на развитие ребенка, его самоопределение и взросление.

Галия Нигметжанова, семейный и детский психолог
Галия Нигметжанова, семейный и детский психолог

«Любой человек переживает, когда вступает в новую для него социальную ситуацию – например, меняет место работы. А вдруг что-то пойдет не так, не сложится, я не смогу наладить хорошие отношения с будущими коллегами и новым начальством, проявить себя? Теми же вопросами задаются родители будущих первоклассников.
Школьный период ребенка – это 11 лет партнерства или конфронтации, сотрудничества или открытого противостояния отдельной семьи и социального института.
В немалой степени тревоги родителей основаны на том, как они сами проживали школьные ситуации. Мы помним эти ежедневные подъемы по утрам, особенно трудные в зимнее время. Необходимость отсиживать все, даже невыносимо скучные, уроки. Волнение во время опросов и контрольных, особенно в конце четвертей и триместров. Интриги одноклассников и обиду, что тебя не пригласили на день рождения.

Знаю взрослых, которые как раз со школьных лет не любят давление правил, предписаний, не принимают жесткое рабочее расписание, ненавидят тестирование.

Когда в школу должны пойти наши дети, вспоминаются прошлые тревоги, трудности и обиды школьных лет. Таким родителям хочется уберечь от всего этого детей. Что же можно сделать?

1. Первое и главное – исключите из ситуации собственные горести. Ваш ребенок может быть очень похож на мать или отца обликом, темпераментом, чертами характера, и все же он совершенно другой человек.

Как бы ни складывались отношения ребенка со школой – это его отношения, но не продолжение ваших бед и трудностей

Однако у детей тонкое, безупречное чутье – они быстро определяют наше отношение и к ранним подъемам, и к домашним заданиям. Мы можем призывать их к правильному поведению, но если нам самим не нравится учитель, для ребенка это сигнал, что тот не заслуживает доверия. Помните, как бы ни складывались отношения ребенка со школой, это его отношения, но не продолжение ваших бед и трудностей.

2. Выберите подходящую школу и учителя с учетом особенностей ребенка, мнения психолога, советов знакомых родителей школьников.

3. Неплохо помогают подготовительные занятия, даже если интеллектуально ребенок к школе уже готов – читает, считает и пишет. Там он сможет познакомиться с учителем и подружиться с будущими одноклассниками, привыкнет выполнять задания по инструкции учителя, а не по своему интересу и замыслу. За год подготовительных занятий ребенок познакомится с пространством внутри школы: будет знать раздевалки, туалеты, школьный двор.

4. Настройтесь на конструктивное взаимодействие с учителями.

5. Помните, что у вас есть свобода выбора. Школу, класс и учителя при необходимости можно сменить.

6. Всегда серьезно относитесь к жалобам сына или дочери и плохому настроению после или по поводу школы. Это не означает, что вы обязаны тут же решать все трудности ребенка или оставить его дома. Но нужно внимательно выслушать и не спеша обсудить, что можно предпринять. Главное. что сам ребенок готов сделать. Поддержать его в первом шаге по преодолению трудности – уже очень много. Ребенок должен знать, что сложности преодолимы и вы всегда его поддержите».