Юлия Безмельцева
Клинический психолог, схема-терапевт, системный семейный терапевт, медиатор, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП), действующий член Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ)

Дочери десять, успеваемость отличная, была президентом класса, а вот общение не складывается, единомышленников нет, дети злые. Буквально вчерашний пример: учитель диктует домашнее задание на следующий урок на следующую неделю. Дочь напоминает, что этот урок состоится не через неделю, а завтра. На перемене одноклассники набрасываются на нее: «Да кто тебя просил, рот тебе заклеить нужно, лучше бы вообще рта у тебя не было». Как научить ее не реагировать на такие слова и поступки?

Татьяна, 46 лет

Для любого родителя ситуации, когда его ребенка не принимают в коллективе, будь то школа, двор, кружок или футбольная команда, — огромный стресс. Нам важно, чтобы наши дети были не только успешны в конкретной деятельности, но и становились частью коллектива, чтобы у них были друзья, чтобы они учились создавать социальные связи и понимать, с какими людьми стоит общаться, а с какими нет.

Ваша дочь преуспела в учебе, но не смогла стать полноправным членом коллектива, и вас это беспокоит. А что по этому поводу чувствует и думает сама девочка? Чего она хочет? Ее саму ситуация тревожит или это ваши опасения?

Девочка была президентом класса — значит, другие дети ее, скорее всего, выбрали. Когда-то отношения были хорошие, раз ее признавали лидером, но потом они испортились? Если это так, что послужило тому причиной? Подумайте, как это можно исправить, как дочь может наладить контакт с одноклассниками, снова стать частью коллектива. В этом случае агрессия в ее адрес уменьшится.

Если же вы понимаете, что девочка столкнулась с буллингом, то вопрос нужно решать системно, а не учить ее закрывать на него глаза. Вам придется поучаствовать самой, привлечь классного руководителя и школьного психолога. Вы должны защитить дочь, не дать в обиду, даже если придется сражаться со всем миром. В крайнем случае можно рассмотреть перевод в другую школу, где не будет негативного бэкграунда и где дочь сможет с нуля построить хорошие отношения с одноклассниками.

Не принимать слова и поступки референтной группы для ребенка и подростка практически невозможно, да это и весьма спорная стратегия для дальнейшей жизни: так можно дойти до того, чтобы в принципе перестать сомневаться в правильности своих поступков и решений. Подобная безапелляционность в будущем негативно скажется на построении и личных взаимоотношений, и карьеры, и дружбы.