Александр Покрышкин
Игровой терапевт

Делаю миролюбивые и безобидные замечания сыну пяти лет (прошу поесть, пока суп не остыл, или помыть руки перед едой), а он в ответ грубит, предлагает младшей сестренке «построить для мамы тюрьму и туда ее посадить». <…> Говорит, что ему плохо в нашем доме. Что его беспокоит?

Элла, 35 лет

Иногда дети воспринимают наши замечания и их количество иначе, чем мы сами. Ведь мы проявляем заботу. Но для них наш словесный поток часто избыточен. Мелкие и частые ремарки накапливаются и могут прорываться через внезапные вспышки.

Скорее его план посадить вас, Элла, за решетку — ярко выраженная обида, злость, досада. Ему хочется вас за что-то наказать. На что вам обратить внимание? На то, как часто и каким тоном вы делаете замечания. Многие взрослые стараются срезать острые углы, делая вид, что ничего не произошло. Он чувствует, что вы понимаете, как он расстроен или что он злится?

Прислушайтесь к тому, что именно вы говорите в ответ на его «угрозы» упечь вас в кутузку. Он сетует, что ему плохо в вашем доме, а что отвечаете вы? Может быть, вы спорите с ним и объясняете, что все не так? Иногда даже взрослым хочется закатить истерику, когда в ответ на их сильные чувства им говорят, что «все хорошо». А мы ждем сочувствия и того, чтобы наше состояние заметили. Порой дети намеренно пугают маму, лишь бы она увидела наконец, каково им. В минуты эмоциональных всплесков рациональные аргументы не работают.

Ребенок хочет услышать что-то вроде: «Сынок, я вижу, что ты злишься, ты хочешь сейчас не суп, а конфеты? Я тебя понимаю. Бедный мой зайчик». Мы, родители, включаем в такие моменты главные свои инструменты — активное слушание и эмпатию. Сын должен видеть, что его переживания вас трогают и он в них не один — вы поможете с ними справиться.