Вероника Лосенко
Работает в направлениях: системная семейная терапия, системные расстановки

Я одна воспитываю троих детей, мальчиков (двоим 2,5 года, старшему 4 года). Они совсем меня не слушают, а вот подругу мою боятся. Меня слышат с десятого раза и только когда я повышу голос. Замечают меня, когда я уже выбилась из сил.

Ревнуют меня, рвут на части между собой. Хотя всех целую, обнимаю, забочусь... Старшему объясняю, как хорошо быть старшим. И все равно драки, крики. Пытаюсь быть жесткой мамой, но это не работает совершенно. Что делать? Я боюсь, когда они еще подрастут, я не смогу их воспитывать, не смогу быть им родителем.

Наталья, 33 года

Наталья, во-первых, хочу выразить вам уважение: быть мамой в целом непросто, в одиночку воспитывать троих детей кажется чем-то нереальным. Хочется взять у вас интервью о том, что вас поддерживает и как вам удается находить ресурсы на обнимашки и беседы с детьми.

Во-вторых, вы пишете: «Дети меня не воспринимают как маму… слышат с десятого раза», а «подругу боятся». На самом деле драться, кричать и не бояться можно именно маму, причем ту маму, которая создает безопасное пространство. Вспомните, как ведут себя взрослые люди при посторонних — так, как принято: вежливо, иногда уступчиво. Зато дома многие позволяют себе расслабиться и быть собой. Напряжение, накопившиеся за день на работе, может «выливаться» дома, в безопасном месте.

У детей так же: с посторонними нужно остерегаться, они ведь непредсказуемы, да еще и могут внезапно уйти. Особенно если эти люди приносят периодическую радость, их нельзя спугнуть плохим поведением. А мама будет любить, кормить, лечить всегда, даже после разбитой чашки или разрисованных обоев. Кроме того, важно знать, что дети в среднем только к пяти годам осваивают некоторые правила и начинают регулировать свое поведение. До этого момента они активно исследуют мир, подражают взрослым, которые их окружают.

Дети в возрасте 2,5 лет еще не умеют анализировать последствия, выстраивать причинно-следственные связи. Нервная система в этот период легковозбудима, тормозить себя ребенок еще не может.

Что касается жесткости, то она не особенно эффективна. Ребенка можно выдрессировать, чтобы он что-то делал или не делал от страха. Но это, во-первых, будет плохо работать в связи с перечисленными выше возрастными особенностями. Во-вторых, это унижает человеческое достоинство ребенка, что выливается во всевозможные комплексы психологических проблем. В-третьих, жесткость быстро перестает работать, и тогда родители повышают градус, а затем снова и снова. Иногда этот путь приводит к беде.

Все перечисленные проявления ваших детей, на первых взгляд, вполне вписываются в нормативную картину развития. Но я понимаю, что от этого вам не легче. Вот несколько вопросов, которые, возможно, натолкнут на решения: кто вам помогает? Кто вас поддерживает? Как вы отдыхаете и когда вы это делали в последний раз?

Все ли ваши каждодневные дела действительно необходимы (например, глажка детских вещей)? Откуда вы черпаете информацию о развитии и воспитании детей? Как влияют на вас комментарии, советы вашего окружения? Есть ли у вас с детьми совместные активности не для развития, а просто так: побеситься, подраться подушками, порисовать друг на друге, попрыгать по лужам, поваляться в снегу, покидаться макаронами?

Такие простые по реализации и веселые вещи помогают снимать напряжение, удовлетворяют потребность детей в физической активности, формируют доверительную обстановку и профилактируют негативные привычки расслабляться.

Мой личный лайфхак, который помогает мне часами укладывать ребенка: интересная аудиокнига или подкаст в наушнике, — и полезно, и спокойно. Появляется даже преимущество от долгого укладывания.