Юлия Берникова
Гештальт-психолог. Сфера интересов: эмоциональные зависимости, зависимые отношения, границы, сепарация, уверенность в себе.

У меня есть одиннадцатилетняя дочь. И последнюю пару лет я не узнаю свою девочку. В младшем возрасте она была очень капризной, но я могла справляться с ее капризами. В 10 лет пришли критические дни — пишу об этом потому, что считаю, что это как-то связано. Когда это так рано, ребенок не понимает, для чего они нужны. 

И через какое-то время я заметила, что дочь стала ломать в ванной куски мыла. Выскрябывает их ногтями, как-будто злость вымещает. Сделала ей замечание и думала, что она перестала. Так она забрала куски мыла в комнату и расскрябала их в труху. 

Спрашиваю, для чего она это делает, — молчит. Обращались к неврологу: поставили астено-невротический синдром, выписали Тенотен и Магний В6. Но толку нет. Четыре месяца назад у нас родилась еще дочь, и к капризам старшей прибавилась ревность. Но ломать мыло она начала до моей беременности и рождения второго ребенка. То есть это не связано. 

Как быть? Возможно, стоит обратиться к психиатру? Стараюсь с ней разговаривать, общаться… К тому же она не любит, когда я ее целую и обнимаю. Маленькая сама прибегала за обнимашками, а теперь как еж колючий стала. Подскажите, как это можно вылечить, как себя с ней вести?

Татьяна, 34 года

Татьяна, мне кажется, в такой ситуации рано идти к психиатру. Ваша дочь не делает ничего ужасного и социально неприемлемого, она никому не вредит. Вы сами написали, что, ломая мыло, она, возможно, вымещает злость. Вполне вероятно, что так и есть.

Кто-то ногти грызет, кто-то губы кусает, а ваша дочь крошит мыло. Похоже, у нее просто нет других способов снять напряжение. И хорошо, что она нашла такой, — бывают и гораздо хуже.

Вполне может быть, что ваша дочь и сама себе не может объяснить, зачем она это делает. У нее сейчас начало подросткового возраста, что всегда непросто и для ребенка, и для его родителей. Плюс новорожденная сестричка, плюс ранняя менструация.

Подростки в силу особенностей этого периода очень уязвимы

Перед ними впервые встают «взрослые» темы — любви, предательства, соперничества, конкуренции, уверенности в себе.  К тому же тело меняется, «ползут» привычные опоры. Дочери сложно, и похоже, что она нуждается в поддержке. Даже несмотря на то, что как будто от вас ее не принимает, когда не дает обниматься.

Подобные противоречия тоже часты в подростковом возрасте. Тут дело может быть в том, что дочь — уже не совсем девочка, ей нужно что-то другое. Или что-то еще, кроме поцелуев и объятий. 

Мне кажется, «мыльная проблема» может быть решена путем налаживания вашего диалога с дочерью. Вероятно, в вашей коммуникации есть какие-то барьеры. В их прохождении вам поможет психолог. Наверняка дочери есть что сказать, только она не знает как. И наверняка какие-то вещи, которые говорите вы, она слышит искаженно. А того, в чем нуждается, возможно, не слышит.

На семейной терапии много такого может выясниться. И это точно поспособствует более понятному и поддерживающему диалогу между вами.

Дети, как правило, выражают симптом семейной системы

То есть причина такого поведения вашей дочери может быть не только и не столько в ней, сколько в том, что происходит в семье. Например, ребенок может часто болеть, чтобы родители не ссорились. Бессознательно, конечно, не специально. Поэтому системные семейные психологи занимаются не с ребенком, а со всей семьей.

И еще вариант: вашей дочери, судя по ее поведению, не хватает кого-то, с кем она могла бы обсудить, что для нее важно. Может быть, стоит предложить ей поучаствовать в каком-нибудь кружке или секции, в чем-то, что ее могло бы увлечь и где она могла бы найти единомышленников? Думаю, это помогло бы ей снять часть напряжения.