Елена Вроно
Детский и подростковый психотерапевт, суицидолог, автор книг.

15-летняя дочь берет мои вещи, духи, косметику, хотя у нее есть свой гардероб, я купила ей тени и тушь. Я случайно увидела, что набойки на моих новых туфлях стерты... Дело не в том, что она это делает, а что врет. Чего ей не хватает и как это исправить?

Анна, 40 лет, Москва

Дело, конечно, не в вещах. Этот ребенок, который стаптывает ваши туфли, Анна, получает от вас двойное послание. Вы говорите: «не трогай мои туфли», но при этом они остаются доступными для дочери. Если они для вас так ценны, спрячьте их, заприте на ключ, чтобы ей не приходилось бороться с искушением. Возможно, эта обувь составляет предмет ее мечтаний. И когда он доступен, удержаться очень трудно. Отсутствие двойного послания — это основа построения диалога.

Я бы безусловно воздержалась от того, чтобы в таких случаях выводить на чистую воду и припирать к стенке. 15 лет — это совсем взрослая девочка, которая мечтает всем этим женским арсеналом пользоваться. Интересно понять, почему ей хочется именно вашу косметику? Вероятно, она более соблазнительна для девочки, чем ее собственная: у нее лучше качество, она дороже, возможно, ярче.

Кто выбирает ей тушь и тени? Это ваш вкус? Это вы считаете, что ей нужен именно бледно-розовый блеск для губ, а не красная помада, как у Кармен? Это надо обсуждать, избегая желания обличить. Когда ребенок в любом возрасте вас обманывает, это значит, что нарушено ваше с ним взаимодействие.

Вести такого рода разговоры объективно сложно, от вас потребуется большое самообладание, умение внятно формулировать свои вопросы и взвешивать ответы. И если у вас не получается, то нет ничего странного и нет ничего зазорного в том, чтобы попросить о помощи специалиста-медиатора.