«Дочь волнуют оценки, а не знания»

Арина Липкина
психолог

Дочери 10 лет. Отличница, своими успехами гордится, учителя ее любят. При этом она гуманитарий, математика ей дается с трудом. Выезжает за счет домашних работ, которые делает вместе со мной. Не может быстро посчитать в уме элементарные примеры, не понимает смысла задачи. Я пытаюсь ей помочь, но она этого не хочет. Ей не нужны знания — она просто хочет пятерку. Объясняю ей, что одно без другого невозможно, что нужно заниматься, но она и слышать не хочет. Боюсь, что ей будет сложно в следующем году, а она боится опозориться, но предпринимать ничего не хочет. Я в замешательстве.

Лилия, 43 года

Лилия, то, что дочь боится опозориться, способствует зажатости и созданию общей тревожной атмосферы. От этого надо уходить, надо снижать значимость оценок. Важен ее интерес, практическая ценность, радость от обучения и применения знаний. Точные науки могут быть интересными, даже если ваша дочь — человек творческий.

Попробуйте почитать с ней книгу Сергея Боброва «Волшебный двурог. Путешествие начинается». Или «Логическую игру» Льюиса Кэрролла. Как вы, наверное, знаете, написавший «Алису в Стране чудес» Кэрролл был математиком, более того — он выиграл конкурс на чтение математических лекций в колледже при Оксфордском университете и читал эти лекции 26 лет. Также вам самой может быть полезно прочитать книгу «Кому нужна математика? Понятная книга о том, как устроен цифровой мир» Нелли Литвак и Андрея Райгородского, чтобы рассказывать дочери, зачем ей на самом деле эта наука, как она может ей пригодиться.

Изучение математики способствует развитию интеллекта, систематического мышления, умения находить решение проблем. Речь не только об общем развитии вашей дочери и ее умении справляться со школьной программой — эти навыки пригодятся ей в будущем, какой бы путь она ни выбрала. Многие дети любят заниматься математикой не из-за того, что у них есть к этому особые способности, а скорее потому, что такие занятия как раз и делают их умнее.