Александр Колмановский
Специалист по семейным и детско-родительским отношениям.

5-летняя дочка в садике обменивается вещами с другими детьми. И просто отдает: «Мама, Ирочке понравилась моя кофточка, и я подарила». Что удается, возвращаем. <…> Радуюсь, что дочь такая добрая. Но она сама остается без вещей, да и мы не так много зарабатываем, чтобы каждую неделю покупать новую одежду.

Галина, 28 лет

Галина, у вас действительно добрая дочь, и это главное. Это ею движет и когда она дарит вещи, и когда идет навстречу чьему-то желанию поменяться (она же явно получает не то, что ей хотелось бы). Да, ею будут злоупотреблять, она будет отдавать что-то хорошее, что пригодилось бы ей самой, — но это все «подоходный налог» на то, что зато ее будут любить и она сама будет хорошо чувствовать себя по жизни.

Не надо ей объяснять, что, раздавая вещи, она остается без них. Она это и так знает. Наоборот, надо, чтобы она понимала, что она добрая, что вам нравится ее доброта. В таком контексте она больше прислушается к словам: «Знаешь, эти заколочки можешь подарить кому-нибудь, кому захочешь, а вот куртку не отдавай — нам будет трудно купить новую».

Родители часто сомневаются, способен ли ребенок в пять лет понять, что значит «трудно купить новую». Здесь ничего сложного. Ребенку полезно узнавать о наших трудностях — и финансовых, и эмоциональных. Но предъявлять их нужно не назидательно, не с интонацией: «Как ты не понимаешь, что это денег стоит?!» Или «Из-за тебя мы вынуждены покупать новую куртку».

Подобрать правильную интонацию можно, представив себе, что вы, Галина, отдали подружке клатч или потеряли его на вечеринке. Наверно, вам было бы приятно услышать от мужа что-то вроде «Как только сможем, купим новый», но не «О чем ты только думала!».