Юлия Панфилова
Опыт работы с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста более 10 лет. Владеет навыками психологического семейного консультирования, психологической диагностики и коррекции эмоционально-поведенческих нарушений.

Дочь в подготовительной группе. Раньше все было нормально, ребенок ходил в садик с удовольствием, а сейчас плачет и отказывается идти. Ее подруга часто ругается с ней и подговаривает других не общаться с моей девочкой. Никто не хочет с ней играть. Как помочь моему ребенку?

Наталья, 39 лет

Наталья, для начала важно понять, что происходит в группе и почему сложилось так, что вашего ребенка не берут в игру. Когда возникла эта ситуация? И как на происходящее реагирует воспитатель?

То, что вы описываете, похоже на буллинг, когда дети сплотились против одного ребенка. И здесь очень важна позиция воспитателя. Что делает он, чтобы пресечь данную ситуацию?

Дети еще очень маленькие и считывают поведение взрослых, воспринимая его как образец. Взрослые же показывают границы допустимого, демонстрируют, что можно и что нельзя. И если воспитатель не останавливает их или способствует такому поведению детей, то к нему есть много вопросов.

Ребенок в таком случае переживает очень сильный психологический дискомфорт. Вполне закономерно, что он хочет от этого дискомфорта избавиться и отказывается ходить в детский сад.

Поэтому предлагаю для анализа ситуации ряд вопросов:

  1. Когда и в связи с чем началась данная ситуация, ведь раньше было все нормально? Может быть, появился новый воспитатель, или дочка перешла в другую группу, или пришел новый ребенок, на которого обращено все внимание?
  2. Как реагирует воспитатель? Такое поведение наблюдается открыто при нем или только «втихаря»?
  3. Как сам воспитатель взаимодействует с ребенком? У него теплое отношение к девочке или ему многое не нравится в ее поведении?

В зависимости от ответов мы увидим дополнительные детали, которые могут быть важны в данной ситуации. Беседовать возможно как с воспитателем, так и с ребенком: очень важно знать мнение обеих сторон.

Пока в качестве помощи и поддержки ребенку можно дома поиграть с ней в детский сад, где смоделировать с помощью игрушек похожую ситуацию. Вы играете и за «нападающего» (ребенка, который всех подговаривает), и за «дочку», а ваш ребенок помогает вам с ответами и играет за других детей. Потом ролями можно меняться.

Так вы в игровой форме покажете ребенку, как можно отреагировать в той или иной ситуации. Такие игры очень эффективны, наглядны и обычно нравятся детям. Они дают возможность прожить неприятную ситуацию и отреагировать, как им бы хотелось.