ЕГЭ глазами учителя

Мы поговорили с преподавателями, которые готовят учеников к выпускному экзамену. Вот три точки зрения разных специалистов школы. Они, правда, попросили сохранить анонимность, поэтому фамилии и номер школы не указываем.

Мария, учитель русского языка, Ростов-на-Дону:

Что я могу сказать… ЕГЭ — это кошмар, особенно для нас, учителей русского языка. Весь год «дрессирую» детишек, которые выше меня на голову, но так же безответственны, как пятиклассники. Я говорю о дрессуре, а не об обучении, потому что каждый раз встречаю сопротивление со стороны детей и родителей. И те и другие не понимают, насколько все серьезно. Только обвиняют учителей.

Честно говоря, даже удивляюсь, что нас, таких энтузиастов, еще довольно много осталось. Молодые учителя через год-два из школы бегут. Недавно встретила одну бывшую коллегу. Она продает пылесосы и стиральные машины. Толковая была девушка, очень жаль.

Сейчас все стремятся дать детям высшее образование — не уверена, что это правильно

Есть, конечно, семьи, в которых понимают ценность образования. В них растут начитанные, целеустремленные дети. Они блестяще сдают экзамены и поступают в столичные институты. Для таких выпускников ЕГЭ — благо. Раньше все отличники шли в местные вузы, а МГУ или МФТИ штурмовать почти никто не решался.

С другой стороны, когда говорят о сокращении бюджетных мест в вузах, я эту инициативу поддерживаю. Сейчас все стремятся дать детям высшее образование — не уверена, что это правильно. На некоторые специальности принимают с минимальными баллами. Моя соседка преподает высшую математику в техническом вузе. Она говорит, что 80% студентов не в состоянии освоить программу. Но преподавателей вынуждают ставить им тройки, потому что бюджетные места — это деньги для вуза. Представляете, что такие инженеры могут спроектировать?

ЕГЭ глазами учителя

Ирина, школьный психолог, Волгоград:

Дети в этой эпопее с ЕГЭ страдают больше всего. Я регулярно провожу тестирования. У большинства выпускников высокий уровень тревожности и заниженная самооценка. Учителям грех жаловаться. Они за свою работу получают деньги и должны делать ее качественно.

Часто через стену слышу, как учитель математики кричит на детей. Это совершенно недопустимо. Я пыталась разговаривать с этим преподавателем. В итоге нажила себе врага. Крики продолжаются.

Родители сами себя накручивают. Иногда доходит до абсурда

Приходит ко мне на консультацию мать старшеклассника. Вся трясется, голос срывается. Пытаюсь понять, в чем дело. Оказывается, сын заявил, что не хочет поступать в вуз, он собирается в армию. Осторожно выясняю семейный образовательный анамнез. Мать окончила ПТУ, работала швеей, потом открыла свое ателье. Отец после школы служил в армии, вернулся и стал шофером.

Почему эти люди решили, что сын должен жить как-то иначе? Учится он на слабые тройки, причем по всем предметам, кроме физкультуры. Но он очень общительный и добрый. К тому же, в отличие от большинства одноклассников, знает, чего хочет. Он мечтает поступить в железнодорожный техникум и стать машинистом. Замечательная мечта, на мой взгляд.

ЕГЭ глазами учителя

Вера, учитель английского языка, Самара:

У меня одно желание. Доработать до пенсии по выслуге лет и навсегда уйти из школы. Два года осталось. Буду давать частные уроки, лучше по скайпу, чтобы никого не видеть. Это из-за работы я стала таким мизантропом.

Отношение к учителям с каждым годом все хуже. Начальство требует писать никому не нужные бумажки, родители приходят и качают права, ну а дети… они же отражение своих родителей. Мой предмет сдают немногие. Остальные не хотят ничего знать. То музыку на уроке слушают, то громко общаются друг с другом, то демонстративно в окно смотрят.

На прошлой неделе один оболтус заявил, что мой предмет никому не нужен. Все может перевести Гугл-переводчик. Ну я и отправила его… к Гугл-переводчику. Не выдержала, выгнала с урока, хотя понимала, что не должна этого делать. Пришлось общаться с мамашей и с директором, а потом пить таблетки — давление подскочило.

На самом деле слухи о сложности ЕГЭ преувеличены. Обычный экзамен, просто формат непривычный

Но у этой истории случился хеппи-энд. На следующий день пришел импозантный мужчина с букетом цветов, отец поклонника электронного переводчика. Извинился за сына и жену и рассказал, как жалеет, что не учил английский в школе. Теперь приходится после работы язык учить, иначе продвижения не будет. Сынок его теперь ведет себя тихо, даже домашнее задание стал делать.

Если ребенок хорошо знает английский, подготовиться к ЕГЭ он может за месяц. Когда знания нулевые, никакой репетитор не поможет. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем поступил в вуз, они должны ему уделять больше внимания, а не надеяться на школу и частных преподавателей.

Саму идею ЕГЭ я поддерживаю. Сейчас нет возможности «завалить» абитуриента, как раньше. Я сама поступила в институт со второго раза, только потому что мои родители были людьми наивными. Думали, что на престижный факультет можно попасть без взяток и договоренностей. А мои дети сдавали ЕГЭ и поступили туда, куда хотели.