Я школьница, закончила 10 класс в интернате при крупном ВУЗе. Год был тяжелым. Несколько раз погружалась в глубокую депрессию. На меня свалилось такое количество заданий, что я перестала спать, плакала. Потом еще поругалась с мамой, начала болеть, пила таблетки, от которых было плохо. Почти не ела, не ухаживала за собой — голову могла не мыть неделю, не меняла одежду. Иногда бывало, что за день произносила два-три слова, почти теряла сознание, забывала принимать лекарство. Очень болела голова. Скандалы с мамой и школьные задания меня совершенно измучили. Но я все же сумела вытянуть огромную по объемам физическую и психологическую нагрузку. Мне удалось закончить год. Четверок получила не так уж много. Но сейчас, после нескольких недель отдыха, поняла, что разучилась расслабляться. Пишу списки дел, не успеваю всего, расстраиваюсь, не знаю, как заставить себя «просто жить». Не могу оценить свою работу. Если меня не похвалят, сделанное кажется некрасивым и неправильным. Больно, когда за старания не говорят хотя бы «молодец». Чувствую себя ненужной, бесполезной. Ни с кем из класса не общаюсь достаточно близко, чтобы делиться переживаниями. Мама же советует «просто успокоиться». Как поверить в себя и не ждать одобрения?
Софья, 16 лет
Запасы нашей энергии зависят от многих параметров, в том числе и от физиологических особенностей, например, присутствия или отсутствия определенных гормонов в крови, их пониженной или повышенной концентрации. Возможности психики также не безграничны. Нам необходимы отдых, приятные эмоции, общение.
Кто предупрежден, тот вооружен. Зная свои психофизиологические особенности, легче сохранять работоспособность. Как правило, наше состояние зависит от множества причин, выборов, травмирующих факторов, от ситуации, в которой живем, и нашего окружения.
Вы пишете, что год был непростым. Поддержки от мамы вы не получали, у вас проблемы со здоровьем, но вы справились. И, несмотря на это, не можете до конца почувствовать, принять свои успехи, ждете похвалы. Почему она так важна для вас?
Дело в том, что с раннего детства мы привыкаем жить в системе внешних оценок. Родители хвалят или ругают ребенка за поступок, оценивая не само действие, а непосредственно личность. За словами: «опять двойка», часто стоит «ты плохой», «ты мне не нужен». А родительское отвержение — невыносимая ситуация, боль, от которой хочется убежать, а деться некуда.
У маленького ребенка возможности ограничены. Распознать манипуляцию, критически отнестись к внешней оценке и не принимать ее на свой счет очень непросто. Ребенок не может не верить родителям, отрицать их ценности или выбирать другие модели поведения. Все это приходит позже, вместе с формированием критического мышления, через опыт.
Система оценок — распространенная форма взаимодействия и в детских садах, школах, институтах. Ничего плохого в оценивании работы и знаний нет. Все осложняет привычка переносить эту оценку на себя, принимать за отвержение. Если осознать это, проще будет обходиться без похвалы и одобрения извне.
Увидеть «внутреннего критика», разобраться с родительскими установками, научиться принимать свои успехи, заботиться о себе, разрешить себе отдых — вот что нужно, чтобы научиться поддерживать себя изнутри. Когда появляются внутренняя опора, принятие собственных достижений, любовь к себе, исчезает необходимость внешней оценки. Формирование осознанного мышления, другого видения ситуации, привнесение иных моделей поведения и новых привычек — длительный процесс, он требует времени и работы над собой. Психолог может стать хорошим проводником на этом пути.