«Представьте, что мир увидел бы, как нас много и как мы прекрасны! Представьте, что мы все дружно изменились, в знак солидарности, и объявили следующий год Годом Седых Волос! Это был бы переломный момент!»
Я опубликовала это предложение на своей странице в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) и получила огромное число откликов. Что ж, я их заслужила.
«Начните с себя» — таков был типичный ответ. Так я и сделала, обесцветив свои волосы. В целом я получила хороший урок: кто я такая, чтобы указывать женщинам, как они должны выглядеть и что делать? Каждая решает это сама. Каждая из нас выбирает свой путь возрастных изменений.
Но есть одна вещь, с которой мы все согласимся: старение дается женщинам нелегко. На нас давит представление о том, что красота равна молодости, а молодость равна власти. Это такой двойной удар: эйджизм и сексизм разом.
Как мы с этим справляемся? Мы не скупимся на всевозможные антивозрастные средства. Мы темним или обманываем, когда речь заходит о нашем возрасте. Мы сидим на диетах, занимаемся гимнастикой, качаем мышцы и делаем подтяжки.
Эти стратегии могут быть очень эффективными, и я прекрасно понимаю, почему столь многие из нас этим занимаются. Никакого осуждения с моей стороны, клянусь. Но пытаться сойти за более молодую женщину — это примерно то же самое, что сумоисту пытаться сойти за балерину.
Такое поведение коренится в стыде за что-то, чего на самом деле не нужно стыдиться. А отсюда возникает дискриминация, которая делает такое поведение необходимым.
Внешность имеет значение. Красота радует глаз. Но одержимость социума тем, как женщина выглядит, это не столько про красоту, сколько про подчинение (то, что не соответствует стандартам, должно быть наказано) и власть.
Когда мы, женщины, боремся за то, чтобы «оставаться молодыми», мы тем самым признаем свое бессилие. Когда мы ранжируем других женщин по возрасту, мы укрепляем эйджизм, сексизм, дискриминацию по внешнему виду и патриархальность.
Чего мы стоим, если соглашаемся на это? Мы же совершаем невыгодную сделку. Она ведет к провалу. Она противопоставляет нас друг другу.
Что делать женщинам? Объединиться против эйджизма так же, как объединялись в 1960-70-е против сексизма. Нам нужно поддерживать то, что стигматизировано, от отрицания старения идти к его принятию. Но это не так просто.
Давно назрела необходимость воспевать перемены в нашей внешности, включая морщины
Откройте любой женский журнал, и вы увидите, как вам внушают: «Разве вы можете быть желанной, если вы не в форме?»
Все эти предрассудки неестественны, они на самом деле не так прочны, и изменения уже начинаются. К примеру, журнал Allure в один момент объявил, что отныне на его страницах запрещено слово «омоложение», поскольку «давно назрела необходимость воспевать перемены в нашей внешности, включая морщины и прочее».
Если такой столп бьюти-индустрии может сделать подобное заявление, то мы и подавно можем изменить свой взгляд на себя и друг на друга и ценить то, что имеем.
С чего начать?
Использовать накопленное: возраст обогащает нас
Неужели мы вправду считаем, что с возрастом стали «худшей версией себя»? Менее интересной, не столь искусной в постели, менее значимой, чем та женщина, которой мы были раньше? Если мы так думаем, то кто внушил нам эти представления и с какой целью?
Конечно, с возрастом мы что-то утрачиваем, но он дает и преимущества: раскрытие нашей индивидуальности, уверенность, собственное видение, понимание себя. Нам легче управлять эмоциями. Нас меньше волнует чужое мнение, и эта независимость дарит нам такую свободу! Для многих женщин этот период оказывается самым счастливым.
Учиться быть более великодушными к другим и к себе
Вместо того чтобы злиться на свое отражение в зеркале, не лучше ли напомнить себе о чем-нибудь прекрасном, что с нами происходило? Например, актриса Френсис Макдорманд смеется, что вертикальными морщинами на щеках обязана своему сыну Педро, который 27 лет вынуждает ее то и дело восклицать «Вау!» и «Боже мой!».
Она называет свое лицо картой, отражающей всю ее историю, и не собирается стирать ее с помощью пластической хирургии.
Хватит говорить об ограничениях и потерях, лучше обсуждать расширение наших возможностей
Недовольство женщин своей внешностью позволяет процветать многомиллионному бизнесу, связанному с уходом за кожей и снижением веса. Зато уверенность в себе — это настоящий афродизиак.
Подумайте, кто среди ваших подруг ведет активную сексуальную жизнь? Вовсе не самые красивые, стройные и молодые, а те, кто уверен, что их любовники — счастливчики.
Отказаться от предрассудков
Сейчас каждое поколение вынуждено справляться со страхом перед старением самостоятельно. Вспомним, как молодыми мы пугались того, что молодость проходит. Или как мы легко поддавались известному предрассудку, что наш так называемый «расцвет» заканчивается вместе с фертильностью — несмотря на все свидетельства от обратного?
Нам стоит заводить друзей из других поколений, чтобы вместе противостоять этим устаревшим взглядам и начать думать и действовать не в «антивозрастном», а в «провозрастном» ключе.
У нас есть выбор: либо продолжать углублять эту пропасть между поколениями, или отбросить подальше эту чертову лопату. Мы можем отказаться от противостояния и начать сотрудничать.
Хватит говорить об ограничениях и потерях, лучше обсуждать расширение наших возможностей. И мы сможем заставить мир взглянуть на эту проблему по-новому.
Об авторе
Эштон Эпплуайт – автор ряда книг, в том числе «Этот стул расшатан. Манифест против эйджизма» («This Chair Rocks: A Manifesto Against Ageism», Networked Books, 2016).